Описание действия
в сценарии
Описание действия в сценарии
Почему каждый автор должен уметь хорошо описывать действие в сценарии?
Конечно, кроме диалогов, реплик, которые произносят персонажи, нужно уметь описывать и действия персонажей. Ведь через действие можно дать информации не меньше, чем прямой речью через диалоги. Одну и ту же информацию можно дать через реплику либо это же показать. Вы наверняка не раз уже услышали о правиле "не рассказывай, а показывай".
Видя визуальное доказательство информации на экране — мы понимаем, что оно стопроцентное. Например, если герой, говорит, что он обладатель рекорда книги Гиннеса, — это вполне может оказаться неправдой. Герой может солгать, пытаться выглядеть лучше и что-то приукрашивать. Может быть, он был всего лишь номинантом на рекорд.
Ведь, как говорил доктор Хаус: "Все лгут".
Даже те читатели, которые не смотрели сериал Доктор Хаус, исходя из своего жизненного опыта, понимают, что персонаж не всегда может говорить правду. Зато, если мы увидим, как герою в торжественной обстановке на сцене вручают сертификат книги рекордов Гиннесса, то поймём, что информация правдива.
Или, допустим, герою понравилась девушка. Он может просто об этом сказать другому персонажу. И совсем другое дело дать эту информацию через действие. Даже если банально показать то же самое через еле заметные неловкие взгляды — за этим уже интереснее наблюдать.
Также хорошо вовлекает в историю, когда герой пока еще чего-то не знает. Например, зрителю показали бомбу под столом, а герои об этом не подозревают…. Это классический приём. В этой ситуации зрителю становится неважно, о чем говорят герои. Зритель ждет разрешения критической ситуации, и он намного сильнее вовлечен в то, что происходит на экране. Это заслуга именно действия, а не слов.
Что в себя включает удачное
описание действия?
Что в нём может быть?
▪ Начинайте каждую сцену с описания того, что и кого мы видим в кадре
Даже если вам кажется, что локация стандартна и понятна (квартира, чердак, пустыня, сад) — всё равно. Когда мы впервые оказываемся в новой локации — нужно дать её описание в плане стилистики и атмосферы. Чтобы "не вмешиваться в работу художника-постановщика" сценарист обычно передаёт только «настроение места», которое описывает.
Если локация — «бабушкина квартира» в стиле начала 90-х (конца Советского Союза) так и нужно писать. А если сцена происходит в захолустном помещении — мы так и напишем, без излишних описаний того, что в углу, стоит ржавое ведро, разворочен паркет и штукатурка летит с потолка. Не перегружайте сцену деталями, если такие детали не работают конкретно в этой истории.
Например, у Уолтера Уайта на стене висел сертификат. Эта деталь наверняка была в сценарии, потому что она работает в истории. Дальше раскрывается, что у него был партнёр, а еще в прошлом у него была любовь на этом предприятии, его оттуда выжили и он ушёл. В совокупности все эти детали раскрывают характер, предысторию, мотивацию, т.е. влияют на решения и выбор, который делает герой. Конечно же, такие деталиважны.
Спортсмена в сцене легко можно обозначить тем, что у него дома есть различные фигурки, ракетки, дипломы и так далее. При этом каждую вещь описывать точно нет смысла. Нужно лишь, в целом, обозначить эту характеристику без дальнейших погружений, потому что хороший художник-постановщик — это человек, который очень внимательно читает сценарий. Он прекрасно понимает характер персонажей. Для него это творчество — придумать, в каком мире живёт тот или иной герой, что у него есть, чего нет…
Итак, оказавшись в сцене, самое первое, что мы должны описывать, — что и кого мы видим в кадре/как выглядит герой. Если герой впервые появляется в истории — мы даём его краткое описание. Если герой в следующей сцене не меняется — заново задавать те же описания не надо, если это неважно.
К примеру, если героиня ночью была в клубе, а следующая сцена на её рабочем месте, важно показать, что она ночевала не дома. Как это проще всего сделать? Нужно показать, что героиня пришла в той же одежде, что и в клубе. Если же мы этого не подразумеваем и прямо не укажем в сценарии, то для образа персонажа на следующий день чаще всего, художники по костюмам для персонажа выберут какую-то другую одежду (если в сценарии нет никакой информации о том, что героиня не была дома).
Необязательно прописывать, есть ли у героя шляпа или какие-то конкретные аксессуары. Будет достаточным задать референс, обозначить образ, стиль одежды. Если это не принципиально, можно оставить подумать над этим самим художникам по костюмам.
- Решение сцены
Первым делом, определитесь что и как герои делают (это и называется решением сцены). Герой лежит? Стоит на голове? Может быть, он нервно перебирает что-нибудь у себя в руках? Например, четки, и это по задумке авторов является его особенностью. Нужно чтобы это было обоснованно, четки не должны просто иногда появляться будто из воздуха. Необязательно долго объяснять, что герой сходил и купил их или кто-то их ему подарил, но автор, как минимум, должен понимать откуда они вообще появились.
Нужно поставить для себя вопрос — зачем они нужны? Если сценарист просто хотел показать, что артист нервничает — стоит тысячу раз подумать, почему он должен нервничать именно с чётками? Не начинается ли здесь ваше личное вторжение в работу артиста? Вполне возможно, опытный артист может показать нервозность через что-то другое и без чёток. У артиста может быть тысяча вариантов.
Нужно обозначить: в каком состоянии герой находится? И при этом обязательно учитывать, что происходило перед той сценой, которую вы сейчас описываете.
Что персонаж делал раньше? Даже если это простая, бытовая история, герой может быть раздражённым или, наоборот, находиться в приподнятом настроении.
Как это показать в сценарии?
Можно написать, что герой в хорошем настроении. Как именно это передать — уже актёрская задача. А прямо написать, что герой, например, входит и подпрыгивает, пританцовывает — будет уже лишним.
Не забудьте указать с какими интонациями говорят герои.
Важно не частить с интонациями, которые стандартно прописываются в скобочках внутри реплик. Если из интонации и из описания сцены, в целом, понятно настроение героя, можно и не описывать, что герой говорит радостно либо грустно.
Например, реплика "привет".
Если это обычное "привет", то в скобках больше не надо ничего добавлять. Но если это "привет" сквозь зубы, если это злорадное "привет" — стоит на этом заострить внимание. Если не сделать подобную пометку, то актер скажет "привет" обычным тоном.
Нужно описать, как герой реагирует. И снова мы прописываем реакции, которые не вытекают из контекста, которые непонятны из тех реплик и описаний, которые уже есть в сцене.
Также можно поработать на контрасте. Каким может быть контраст? Например, состояние у героя было одно (радостное). Вдруг что-то изменилось, ему задали вопрос на неприятную тему, и он резко изменился. Это тоже описание действия.
Ошибки начинающих авторов в описании действия
Какие ошибки бывают? Или с чем возникают проблемы?
1. Часто внутри сцен практически нет описания действия. Что это значит? Автор задает оформление сцены, локацию и дальше сразу идут реплики, без описаний (где, кто, что делает, кто вообще находится в кадре остается непонятным).
2. Следом идет противоположность первого пункта, когда автор дает слишком детальное и подробное описание, используя абсолютно ненужные детали, вплоть до цвета ботинок героя.
3. Постановка невыполнимых задач артистам. Чаще всего это связано с тем, что сценарист ставит задачу актёру сыграть, как герой что-то вспомнил (без использования флешбэков, без голоса за кадром). Задача в стиле "герой вспоминает, как сильно этот человек обидел его в детстве". Как актёру нужно сыграть, что сценарист имеет в виду именно ту сцену, а не другую? Мы должны понимать, что артист может передать состояние, эмоцию. Артист не может передать смысловое, текстовое послание, если у него нет возможностей что-то прочитать, дополнительно сказать и пр.
Если вы увлекаетесь и даёте невыполнимые задачи артистам, подумайте сами, что именно должен сделать даже самый талантливый артист, которого вы знаете? Как именно он покажет, что именно вот этот случай он сейчас вспомнил в кадре, если мы не показываем этот случай прямо здесь в кадре (флэшбеком, флэшфорвардом и т.п.)?
4. Профдеформация писателя (излишние художественные описания локаций, героев).
"Герой посмотрел на кого-то так, словно…" И дальше пошли метафоры. Мы помним, что описание действий зритель прочитать не может. Зритель вообще не увидит сценарий. Через сценарий мы даём указания режиссёру, артистам, операторам, что мы должны получить в кадре. Сценарий — это инструкция для киношников, а художественное описание подходит для книги, когда ваше произведение взаимодействует непосредственно с читателем.
Базовые правила описания действия
1. Нужно действовать минимумом слов. Описание должно быть максимально лаконичным. Всё в сцене должно быть информативно, а формулировки нужно максимально упрощать. Старайтесь убирать художественные описания. Конечно, где-то они могли бы передать атмосферу. Однако, если таким образом будет написан весь сценарий — те, кто будет работать над производством могут остаться недовольными работой сценариста. Ведь художественный стиль описания отвлекает. Вы можете увлечься и не дать нужных деталей, именно поэтому сейчас написание сценариев стремится, скорее, к некому стандарту. Это ни хорошо, и ни плохо, это реалии современного кинопроизводства.
Часто можно услышать:
"Раньше сценарии были, как пьесы… Или даже, как романы".
Но чаще всего такие произведения писали сами режиссёры, и потом они всё равно перерабатывали их в режиссёрский сценарий.
Не просто так индустрия перешла именно на стандартизированное оформление. Ведь когда в индустрию приходит рынок, всё должно быть стандартизировано, чтобы при переходе от сценария к производству не потерялись важные детали. Именно поэтому, чем понятнее вы опишите то, что должно быть в кадре, тем лучше получится результат.
2. Сценарист не дает указаний режиссёру, оператору, актерам
Например, не нужно описывать крупности. Часто в сценариях можно увидеть что-то вроде: "крупный план" или "мы видим крупно глаза". А зачем мы крупно видим глаза?
Вы рассказываете историю, описываете сцену. Может быть, режиссер решит, что тут не нужны «крупно глаза». Может быть, режиссёр вообще придумает показать эту сцену, силуэтами. Или в кадре будут только какие-то тени на стене, герои будут говорить, и вдруг сценарист говорит, что режиссеру нужно показать глаза…
Иногда автор начинает описывать очерёдность кадров: "Сначала видим крупно вот это, потом видим крупно вот то".
Важно понимать, что управление вниманием в сцене — это не задача сценариста. Задача сценариста — описать драматургию сцены. А то, какими именно кадрами мы увидим эту сцену и в какой последовательности эти кадры будут стоять, лучше придумает режиссёр. Он будет работать с каждой сценой, будет думать, как лучше её показать. Какой-то режиссёр делает это лучше, какой-то чуть хуже, но тем не менее всё равно в этом и есть работа режиссёра.
То же касается оператора
Авторы начинают описывать "отлёты, подлёты", съемку дроном. Не надо думать за оператора, как именно он будет снимать. От хорошего автора будут ожидать, что он уделит все внимание именно драматургии сцены.Важны состояния, действия, контекст, смыслы, сюжет. Часто, насмотревшись фильмов, особенно с интересными ракурсами и стилями съёмки, начинающему сценаристу сразу же хочется вписать их в сценарий, но все же не нужно путать работу сценариста и оператора.
То же самое касается и артистов
Мы не можем ставить актерам слишком сложные задачи: сыграть какой-то конкретный случай из жизни либо сыграть воспоминание, касающееся героя. В кадре сделать это практически невозможно. Также не нужно слишком подробно прописывать жесты, например:
"От испуга прикрывает рот рукой"
Задавая в сцене подобную физиологию, сценарист ограничивает артиста, ведь артист может придумать, что герой удивляется совсем в другой неповторимой манере. Может быть, он не закрывает рот при удивлении, а падает в обморок или делает что-то совсем другое. Это будет интересно, это будет уместно, и так вы не будете загонять актера в рамки. Это тоже работа артиста — найти, как передать, как сделать героя узнаваемым, интересным так, чтобы за ним было интересно наблюдать, чтобы он приковывал внимание своим поведением в кадре.
Отличный пример в этом плане сериал "Ход королевы". Прописывали ли в сценарии, что главная героиня всё время кладёт руки определённым образом? Вряд ли. Это работа хорошего артиста, который сам намного интереснее придумает, как герой будет вести себя в кадре так, чтобы зрителю за этим было интересно наблюдать. То же самое касается мимики: удивлённые глаза, определённый взгляд. Лучше просто обозначить, что герой посмотрел на другого героя, и он ему явно понравился или, наоборот, он явно его раздражает. Как именно это сыграет артист — это уже вопрос к нему.
Особенности описания сцен без диалогов, в которых могут быть погони, драки или Как описывать экшен?
В случае с экшеном или дракой лучше всего давать описание в формате сюжетных поворотов.
Так, в сцене драки, нужно описать, кто побеждает или, кто обороняется. Кто-то из участников драки начинает проигрывать, потому что один сделал какое-то действие. Но, конечно, количество ударов, описывать не нужно (если это неважно для сценария). Сценарист должен постараться описать это драматургически.
Также стоит избегать излишних микро-действий (вроде – тянется к пистолету, один держит другого за шею, а этот держит его за ногу и т.п.). То же касается и постельных сцен. В постельной сцене опишите состояние героев: кто хочет, кто не хочет, это страсть, принуждение либо что-то другое. Физиологию подробно описывать не нужно.
Например, в пилотной серии "Кухни" мы увидели начало постельной сцены. Потом нам показали то же самое образно — на примере фруктов, ягод и всего, что можно найти на кухне. Это юмор, с одной стороны. Через него авторы показали всё, что произошло в сцене. Драматургически в этом особо не было потребности. Но ведь это была ещё и комедия. В дальнейшем это стало узнаваемой фишкой сериала — появилось узнавание. Через основную тему сериала была показана постельная сцена.
Итак. Логика в целом понятна. Вы как сценарист отвечаете за драматургию, а не за актёрское мастерство, операторскую работу или за режиссуру.
Ни в коем случае нельзя забывать про баланс
У новичков довольно часто возникает вопрос о том, есть ли оптимальное соотношение описаний, действий и диалогов в сценах и сценарии?
Однозначного ответа на эти вопросы быть не может.
Всё зависит от жанра, истории и от того, какие идеи вы планируете реализовать. Конечно, в боевике, экшен-истории будет много описаний действий (погони, драки) и мало диалогов. Безусловно, там будут отдельные реплики, но акцент всегда будет на действии. В мелодраме будет больше разговоров, переживаний и реплик. Бывают и исключения. Например, было сформировано общепринятое видение детективных сериалов, но когда вышел сериал "Настоящий детектив",то он сломал установившийся шаблон. В этом детективе главное — не расследование. Безусловно, расследование присутствует, но в этом сериале больше работают диалоги главных героев — то, что они рассказывают.
Важно понимать, что правила можно нарушать, если вы понимаете, зачем это делаете, почему вы решили их нарушить, что именно вам это даёт.
Можно нарушить правила и получить свежий интересный формат, но можно сделать это, оставаясь и в рамках референсов, в рамах своего жанра и тоже получить интересную историю. В этом плане у каждого свой путь.
Стоит обратить внимание на детали:
▪ При первом появлении героя нужно указать его внешний вид/образ и возраст. Причём не нужно писать "от 18 до 25 лет" или "40-60 лет", лучше задать конкретный возраст: например, 43 или 16. Не ваша проблема, какой конкретно игровой возраст будет у артиста в кадре. Это абсолютно рабочий момент. Ваша задача — указать конкретный возраст, под который будут искать артиста (возможно даже немножко его "подгонять").
▪Опишите образ персонажа. Если вы пытаетесь подчеркнуть творческую составляющую его характера — опишите, что вы хотите получить на выходе. Не забывайте, что между написанием сценария и съёмками проходит определённое количество времени. Допустим, вы хотите показать модного персонажа. Но через год, когда начнутся съёмки, модными будут уже совсем другие аксессуары и предметы.
▪Оказываясь в новой локации — опишите ее особенности (если они, конечно, есть). При стандартных локациях вроде торгового центра или аптеки не нужно подробно описывать, какие там стоят стеллажи, как они расположены. В данном случае нужно просто обозначить локацию и дальше указать, что и как делают герои.
▪Старайтесь заканчивать сцену описанием действия, а не репликой. Когда на съемочной площадке сцена заканчивается репликой артисты не знают, что и как сделать. Лучше всегда начинать и заканчивать сцену действием.
▪ Помните, что по хронометражу действия всегда объёмнее реплик. 1-2 строчки действия будут занимать гораздо больше экранного времени, чем 1-2 строчки диалога. Проговорить реплику и показать действие — совершенно разные вещи. В 2 строчки сценария можно уместить долгое перемещение в кадре одного героя или нескольких персонажей. Поэтому, если вы не следите за хронометражем, можете сбиться и не рассчитать. Вроде бы у вас сценарий на 90 страниц, и вам кажется, что он укладывается примерно в 1,5 часа экранного времени. А фактически это будет 3-4 часа, потому что в сценарии очень много действий, в кадре всё время что-то происходит, много перемещений, событий, которые занимают довольно много времени в кадре.
- Итоги:
Через действие можно дать не меньше информации, чем через диалоги. В целом, зрителю интереснее догадываться о чем-то, нежели слышать прямые ответы на вопросы. Плюс всегда очень хорошо работает контраст, когда герои говорят одно, но визуально мы видим, что они обманывают, имеют в виду что-то противоположное другое. Поэтому мы всегда думает над решением сцены: чем герой занимается в кадре, что происходит в сцене, чем она заканчивается, как именно мы передаём внутренние конфликты и переживания героя.
Описание должно быть лаконичным (без литературы, без излишних указаний режиссёру, оператору, актёрам, художникам-постановщикам).
Помним, что у истории каждого жанра может быть свой баланс соотношения описания и диалогов. В первую очередь, сценарист отвечает за драматургию, сюжетные повороты, с одной стороны, не уходя в детали, с другой — оставляя возможность творить другим участникам съемочного процесса.
Как грамотно описывать действия в сценарии мы подробно рассказываем на наших курсах — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Всё-така у меня есть в паре мест указания для режиссёра и оператора. В очень важных сценах, где необходимо точнее передать настроение правильным ракурсом. Но! Если потом я пойму что это лишнее, то уберу эти подсказки. Оставлю только в своей версии.