Приемы монтажа при написании сценария
Приемы монтажа при написании сценария
Что такое монтаж в сценарии фильма или сериала? В первую очередь, это мгновенное перемещение во времени и пространстве в интересах сценариста.
Монтаж кадра — те действия и события, через которые зрителям показывают «нужное» с точки зрения драматургии и сценарного мастерства
Монтаж — это то, за что отвечает режиссёр-оператор, — и не выбор ракурса, а то, что аудитория увидит в кадре. С его помощью в сценарии показывают перемещение героя, течение времени, смену состояний персонажей, процесс обучения, личностного роста. Во время монтажа происходит переключение между кадрами и сценами в смысловой последовательности в рамках сюжета.
Разберём на примере. Стоит задача показать размышления героя. При этом сюжет повествует о том, как герой обдумывает дилемму. Для этого применяется нарезка кадров:
→ Сначала герой идёт по набережной;
→ Потом герой останавливается и устремляет взгляд вниз, наблюдая за течением реки;
→ Локтем опираясь на мостовую перегородку, он подпирает голову рукой и даже не реагирует на резкий взрыв хлопушки в десятке метров.
Зачем нужен монтаж?
Монтаж — инструмент, позволяющий достичь нескольких важных целей при создании видеоматериалов. Основные из них рассмотрены ниже.
- 1. Ускорить перемещение в пространстве
Перемещения необязательно транслировать подробно — их длительность можно сократить через нарезку кадров. По сюжету герой переместился из города в горы. Вот на первых секундах сцены он покупает билет на самолёт, через мгновение уже сидит в салоне, а спустя полминуты экранного времени приземляется в аэропорту.
- 2. Показать состояние героя
Монтаж позволяет передать состояние, в частности, скуку и одиночество персонажа. Представим, что в сцене девушка смотрит мелодраму и рыдает, вытирая салфетками слёзы. С помощью монтажа показано, в каком состоянии герой и какое время оно длится. В «Иронии судьбы» момент, когда Надя шла за билетами по Санкт-Петербургу и читала стихи, передаёт её размышления и дилемму выбора.
- 3. Показать изменение во времени
С помощью монтажа можно показать течение времени, смену сезона или года. Например, героиня может смотреть слезливую мелодраму, пока за окном идёт снег. В следующем кадре она объедается шоколадками, но улица на этот раз освещена летним солнцем.
- 4. Взаимоотношения в динамике
Особенно распространены клипы, где у героев всё хорошо или всё плохо. Также показывают взаимоотношения в динамике, где всё начиналось от «всё плохо» и закончилось на этапе «всё хорошо». Или наоборот. Причём это необязательно должны быть романтические отношения. В кинокартине могут показать отношения тренера к новичку. У новобранца ничего не получается, а чуть грубоватый мужчина средних лет ни во что паренька не ставит. Потом герой занимается по ночам, показывает прогресс, а тренер начинает по-другому смотреть на «трудягу», помогая тому редким советом.
- 5. Сменить жанр
Монтаж помогает превратить мелодраму в хоррор-преследование. Понятно, что эти сцены будут транслироваться совершенно по-разному. Через монтажные склейки между сценами кинокартину переводят в новые жанры.
Пример: шла спокойная история. Ничего не предвещало беды, и вдруг зритель замечает элементы хоррора. Героиня спокойно возвращалась с работы и вдруг услышала, что следом за ней в подъезд кто-то зашёл. Она занервничала, лифт обесточен, и она побежала по лестнице. После услышала шаги в метре от себя…
Возможности монтажа
Монтаж отражает последовательность внутри сцены — когда герои находятся в одной локации в одно время. Зритель неразрывно видит происходящее в едином действии.
Вспомните, как в фильмах показаны тренировки. Через последовательность сцен мы видим рост спортивной формы героя, попытки доказать своё мужество и волю.
Самый яркий пример — Рокки. Вот зритель видит, как герой бежит утром. В следующем кадре он отжимается, каждый раз закидывая руку за спину. А после бьёт свиную тушу словно боксёрскую грушу. Через набор из 2-4 кадров режиссёр транслирует, как герой готовился к бою и как именно тренировался.
К тому же монтаж показывает пройденный временной интервал. Это наглядный пример, как через монтажные склейки до зрителя доносят самую нужную информацию.
Помимо этого, монтаж скрашивает сцены преображения героя.
Пример: Представим, что мужчина в стильном костюме стоит у примерочной в магазине одежды. А его девушка поочерёдно меняет наряды, в конце каждого нового преображения открывая шторку и подзывая своего избранника. Смотрели бы мы за этой сценой в реальности — заскучали бы. Но с помощью монтажа аудитория видит 5-10 вариантов нарядов на девушке буквально за минуту. Всё это сопровождается энергичной музыкой, а действия происходят в рамках одной сцены.
Как мы видим, в сцене формируется несколько срезок. Зрителю понятно, что все недостающие действия есть, просто они остались за кадром.
Клипы также транслируют процесс. Часто клипы используются в романтических историях, где нужно показать тёплые взаимоотношения героев: они гуляют по центру города, едят мороженое, катаются на велорикше. С помощью монтажа раскручивается событийная спираль: у героев всё хорошо, но в дальнейшем они сталкиваются с проблемой.
В целом, через нарезку кадров показывают процесс. Последовательность сцен отражает, какие отношения возникли между героями и динамику развития ситуации.
Для чего нужны приёмы монтажа
У сценариста есть инструментарий, который подбирается для каждой конкретной сцены. А состоит он из монтажных приёмов.
Монтажные приёмы — выявление и организация порядка в монтаже
При съёмке современных видеокартин всё чаще и чаще прибегают к применению монтажных приёмов. Такая распространённость обусловлена веянием времени — смотреть динамичные сцены интереснее, чем наблюдать за статичными.
Способ создания истории без монтажа также практикуется. Главное — знать, как правильно донести до зрителей мысль. И всё же на телеэкранах такие фильмы и сериалы встречаются крайне редко.
Использовать или нет монтажные приёмы — личное решение эксперта. Основано на направлении съёмки или смысле сюжета.
Виды монтажных приёмов
В арсенале монтажёра существует множество приёмов, каждый из которых позволяет достичь определённого результата. Рассмотрим их ниже.
1. Последовательный монтаж — монтаж, где работа специалиста не влияет на историю. В последовательный монтаж можно включить флешбэки и флешфорварды, если в какой-то момент истории зрителю нужно раскрыть контекст, показать последствия. Отсылки к прошлому или «перенос в будущее» также относятся к последовательному монтажу, но в его современном понимании.
2. Контрастный монтаж. С помощью этого инструмента умышленно акцентируют внимание на одном событии. В данном случае речь идёт о противоречии между кадрами в динамике, настроении, состояниях персонажей. Монтаж подчёркивает важность подобных контрастов. Пример. Идёт смертельная битва между двумя гладиаторами. В этот же момент зритель видит, как два царя наблюдают за сражением и ставят ставки. Зритель наблюдает за кровопролитной дракой на контрасте увлечённых развлечением царей.
3. Параллельный монтаж. В контексте данного приёма зритель последовательно видит важные сцены. Иногда внутри одной сцены кадры сводят параллельно. Пример: вот человек привязан к стулу, а в соседней комнате начинается пожар. Герой пытается отвязать себя и вырваться из помещения. Здесь параллельный монтаж помогает создать напряжение: мы видим и огонь, и человека в опасности.
4. Ассоциативный монтаж. Этот приём заключается в преподнесении сцен через метафоры. Допустим, герой выбирает между двумя альтернативными вариантами. Параллельно с кадрами раздумий персонажа зритель видит кадры с мухой, застрявшей между двумя стёклами. Такой монтаж призван вызывать у аудитории ассоциацию обречённости, отсутствия правильного варианта. Через метафору можно подчеркнуть последствия, состояние или ситуацию героя художественным образом.
5. Иллюстрированный монтаж. Суть данного типа монтажа заключается в использовании компьютерной графики и анимации. Внимание аудитории поддерживается параллельно иллюстрированными сценами. В комедии часто используются графические приёмы. Например, ассоциации или фантазии. Вспомните классического ангела и дьявола на плечах у героя. Через данные кадры транслируется восприятие героем ситуации.
Целесообразность применения монтажa
Когда использование монтажных приёмов уместно, а когда нет? Наличие и частота использования монтажа зависит от истории, жанра и выбранной стилистики. А также конкретно от задумки режиссёра: как он хочет показать свою историю, от чего планирует отталкиваться в работе. Ведь именно автор картины может наиболее ярко рассказать историю с точки зрения монтажа.
- Отсутствие монтажных приёмов
Отсутствие возможностей монтирования — тоже решение. Пример: в сериале «Перевал Дятлова» рассказывается история про студентов. Данная часть была снята в чёрно-белой стилистике советского кино. Как видим, было принято решение о создании кинокартины без сложного монтажа. И действительно, он характерен больше для современных фильмов и сериалов. А чёрно-белый формат переносит зрителя в прошлое, позволяя ему погрузиться в атмосферу годов тех действий, показанных в фильме.
- Историческая связь
Иногда монтаж следует рассматривать как мостик между прошлым и настоящим. При создании исторической картины этот инструмент позволяет ответить на вопрос, почему именно сегодня будет рассказана эта история.
Пример: фильм «Т-34». Про войну и танки снято множество фильмов. Но когда применяется новая стилистика и совмещаются истории про танки со стилистикой фильма «Форсаж»… это повышает интерес зрителя к самой истории. Разумеется, для целевого зрителя. В фильме съёмочная команда продемонстрировала новые технические возможности монтажа и приёмы съёмки. В кинокартине достаточно много режиссёрских решений.
Правильное использование в сценарии срезок, склеек и перебивок
Срезка или склейка — соединение конца одного кадра и начала второго
Склейки используют, чтобы сократить время и перейти к следующему важному действию или событию. Склейки показывают уличные перебивки — это обеспечивает больше пространства и не создает ощущение, что сцены проходят исключительно в помещении.
Пример. Зритель видит, как герой приходит домой, раздевается и ложится в постель. Склейка. В следующем кадре показана другая картина: утро, звучит будильник, герой собирается на работу.
С помощью срезки сокращается время действия, неинтересного для зрителя. Ведь смотреть все восемь часов за спящим героем не имеет смысла.
Также склейкой резко соединяют сцену со следующим кадром. Допустим, между двумя локациями.
Пример: герой говорит: «Ни за что не буду работать дворником!». Его собеседник вытаскивает крупную пачку зелёных купюр, склейка — герой стоит и подметает. Это резкий переход, где убрано всё лишнее, и зрители видят только то, что важно.
Перебивка — разновидность монтажного кадра, содержащая объекты или детали, которые отсутствуют в предшествующем и последующем кадрах
Пример. Зритель видит, как солнце заходит за дома, а потом встаёт с другой стороны. В кадре показано, что прошла ночь. Или, например, солнце было наверху, село, и стало темно. Чаще такие приёмы используются при съёмках сериалов.
Перебивки не прописываются в сценарии. Чаще это происходит на уровне креативного продюсера. Есть желание срезать — переходы делают, нет — игнорируют. В дальнейшем при надобности их проставят на этапе подготовки к съёмке. Иногда это называется «заявочный план».
Например, сюжет начинается с показа девятиэтажки, после чего действие разворачивается в квартире героя. В сценарии пишется: «Заявочный план квартиры героя».
Заявочный план часто используется в сериалах, потому что локации снимаются в интерьерах (построенных декорациях). В сериалах такие производственные ограничения для зрителя решаются таким образом — показываются панорамы города, МКАД или третье кольцо. Это всё как раз перебивки или заявочные планы. Они обозначают место действия. Если говорить про пример ранее — Москву.
Когда сериал снимается условно о Смоленске, понятно, что действия происходят в интерьерах. В начале каждой серии могут снимать заявочные планы Смоленска. Например, вокзал с чёткой надписью «Смоленск», чтобы у зрителя не оставалось никаких сомнений. Таким образом, идёт привязка к географическому месту.
Заключение
С помощью монтажа можно решить достаточно сложных задач. Можно раскрыть героев через отсылки или ассоциации. Можно показать сцену в динамичном и интересном стиле. Для всех этих целей используются монтажные приёмы, срезки, склейки и перебивки.
Главное — помнить, в каких ситуациях монтаж уместен и какой из видов наиболее применим в той или иной ситуации.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Как, например, в сценарии описать нарезку кадров? Так, чтобы в киностудии это приняли? Или другие виды монтажа - в сценарий?