Конфликт в
сценарии фильма
или сериала
Конфликт в сценарии фильма и сериала
Типы конфликтов в сценарии бывают разные. Чтобы понять, для чего подходит каждый из них, зачем вообще нужен конфликт и что понимать под этим словом в сценарии, нужно разобраться как устроена история.

Зачем нужен конфликт
Составляющие истории:
- главный герой
- цель, к которой он приходит в конце истории
Цель может быть выражена двумя способами:
- Возникшая потребность в чем-то - внутренняя мотивация, которая сподвигает героя идти к новой цели.
- Внешняя мотивация - потребности нет, но ее образует какое-то происшествие, событие.
Чтобы добиться свой цели, на протяжении всей истории герой совершает определенные шаги. Но по пути к цели он встречает самые разные препятствия: они и являются источником конфликтов.
Часто, в зависимости от жанра, важнее даже не то, как конфликт разрешается, а как именно развивается сама битва, противостояние. Интреснее не результат, а процесс.
Если у героя нет мотивации и нет препятствий, путь его к цели будет скучным для зрителя: зачем герой идет к цели, если у него нет мотивации? Что мне расскажет нового эта история, если герою все дается легко? Эти вопросы будет задавать зритель и, не найдя ответа, вероятно, покинет кинозал.

Типы конфликта
Конфликты в истории бывают нескольких категорий:
- Межличностный конфликт
Развивается между героем и антагонистом или другим персонажем из ансамбля, например, с начальником, женой. Такой конфликт в первую очередь - столкновение двух персонажей, двух личностей.
- Внутренний конфликт
Он строится на внутренних противоречиях героя. Например, герой не уверен в чем-то и борется с этой неуверенностью, или у него возникает новая внутренняя потребность, которую он пытается закрыть. Это и называется внутренним конфликтом.
Сложность этого типа конфликта в том, что в кино его раскрыть гораздо сложнее чем, например, в литературе: мысли, воспоминания, копания героя в себе не так просто показать на экране.
Самый простой способ - это голос за кадром, повествование от лица героя или автора. Но с визуальной точки зрения, это не лучшее решение. А как тогда еще?
Например, через диалоги с другим человеком или через персонажа, который является отражением главного героя.
Главное, не заставляйте героя говорить вслух с самим собой, проговаривая свои мысли. Люди же не разговаривают полностью вслух с собой, а значит на экране это будет смотреться странно.
- Социальный конфликт
Под социальным конфликтом мы понимаем противостояние системе: обществу, политическому режиму, классу людей и так далее. За такой историей проще следить, когда систему олицетворяет конкретный человек.
- Ситуационный конфликт
Человек противостоит каким-то происшествиям, например, природной катастрофе, обрушению дамбы, захлопнувшейся двери и так далее. В таком конфликте задача героя справиться с ситуацией или ее последствиями.
- Вселенский конфликт
Это противостояние, которое часто встречается в жанре научной фантастики и фэнтези: конфликт с высшими силами, другими расами, богами и сверхъестественными существами.
- Групповой конфликт
Противостояние между двумя или более группами людей. Война, политическая гонка, соревнования команд - все это входит в эту категорию. Такой конфликт шире чем социальный или ситуационный, поскольку герой противостоит целой группе.

Все выше перечисленные типы конфликта в фильмах и сериалах касаются в первую очередь основного конфликта.
Центральный, основной конфликт в сценарии - это тот, который является источником главного драматического вопроса. То есть того вопроса, который зритель задаст себе в начале просмотра и ответа на который будет ожидать от финала .
Центральный конфликт должен быть обозначен в самом начале повествования, но на пути к его разрешению герою встречаются конфликты поменьше: ситуации, детали, которые будут раскрывать героя, его мотивацию, характер. Или раскрывать ситуацию, а так же мешать герою достичь цели. По сути, каждая сцена должна содержать конфликт. Подробнее о том, как работать со сценами в материале что такое акт в сценарии >>>>>
Каким должен быть главный конфликт?
Центральный конфликт в фильме и сериале всегда сложный. Он не может быть разрешен одним телефонным звонком или, например, просьбой. Герой в центральном конфликте вынужден идти длинным и сложным путем, потому что короткого нет, а не потому что вы так захотели.
Что особенно важно проработать в центральном конфликте?
- Мотивация
Важно четко определить намерения героя и его мотивацию. Потому что, если не ясно, зачем герой решил уехать в другую страну, выиграть в лотерею и так далее, не ясно зачем нам следить за героем. Важно дать зрителю понять, что у героя есть цель, достичь ее сложно, но герой не отступит, потому что для него это важно и ставки очень высоки.
- Антагонист
То же самое касается антагониста - его мотивация и ставка тоже должны быть понятны. Антагонист также должен бороться до конца. В случае с антагонистическими силами то же самое: должно быть ясно, что вода в любом случае не отступит, а лавина не остановится на половине пути.
Еще зритель должен осознавать, что антагонист или антагонистические силы сильнее, или как минимум равны силам главного героя. Не интересно смотреть, если очевидна победа главного героя.
- Ставка героя
Важную роль играет и ставка: что будет, если герой не сможет достичь своей цели? В зависимости от жанра есть разные варианты того, как именно он пострадает и пострадает ли, или, может, пострадает кто-то из его близких.
Например, в комедиях ставка часто ниже. Если брать фильм "Горько", ставка там - хорошие отношения с родителями. Героиня с детства мечтала об определенной свадьбе и ей важно осуществить свою мечту, но так как за свадьбу платят родители и не хочется обижать отчима, с ними тоже приходится считаться.
- Цель
Герой в кино может достичь своей цели, только если с ним что-то произойдет, если он поменяется, совершит какие-то внутренние усилия и сделает что-то, чего не делал раньше, что позволит ему победить.

Как развивается конфликт
Главный конфликт возникает между первым и вторым актом, в районе первого поворотного пункта. Появляясь в самом конце первого акта конфликт, как правило, конкретизируется к середине второго акта.
Конфликт обязательно должен нарастать. Даже союзники героя в вашем сценарии должны его усугублять. Ситуация главного героя с развитием событий, должна ухудшаться, стимулируя действия самого же героя, что приводит к тому, что образуется эффект снежного кома и герою все сложнее двигаться вперед.
Герой перебирает разные варианты решения проблем и наконец находит решение, но… например, это происходит слишком поздно и надо искать новый вариант. Или появляется новая информация, прошлое решение отпадает, надо срочно искать другое, однако, другое решение только усугубляет ситуацию.
Главный конфликт должен заставлять героя меняться. Допустим, он раньше брал взятки, но теперь ситуация и ставка такая, что ему надо сделать выбор и усилие над собой, выйти из зоны комфорта, чтобы достичь желаемого, то есть, перестать брать взятки и поменять свое поведение.
Второстепенный конфликт
Второстепенные конфликты возникают в каждой сцене: герой встречает противодействие.
Герой противостоит всем и все время. Вы должны сразу подумать в какой среде окажется герой в истории - чем он меньше подготовлен к этой среде, тем сложнее ему будет, а значит - тем интереснее будет за ним наблюдать.
Конфликт - это не обязательно перепалка. Допустим, вы опаздываете на поезд, а кассир очень медленно оформляет билет, это уже конфликт.
Все, что мешает герою, считается конфликтом. Чем конфликты разнообразнее, чем более противоречивые герои входят в ансамбль персонажей и чем больше противостояний можно создать между ними, тем интереснее.
Чем больше незнакома герою среда, чем меньше он знает о том как надо действовать, чем больше чувствует себя беспомощным, тем острее получается конфликт.

Конфликт - это главное в истории. То, что держит ее и, главное, удерживает зрителя, стимулирует его желание продолжить просмотр.
Конфликт кроется в неизвестности и неожиданности ситуации. А значит, в оригинальности. Помните об этом, когда будете садиться за свою следующую историю.
Больше материалов в энциклопедии начинающего сценариста >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2025 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Может ли цель героя быть противоречивой?) Т.е., гг, допустим, ставит целью ни на что не отвлекаться и думать только о работе, сидеть в своей "скорлупе" и ничего не чувствовать, а потом вдруг в ней происходит проявление чувств. Она сопротивляется им, но всё же приходит туда, где произошли в ней эти изменения. Возможно, под каким-то предлогом приходит, но это, в принципе, возможно? И вопрос, может ли антагонистом в таком случае, быть сама гл. героиня? (ГГ борется с антагонистом- с собой)