Как вызвать
сопереживание
персонажу
Как вызвать сопереживание
персонажу
Даже самый интересный сюжет не будет находить отклик у зрителей, если им безразличен главный герой. Независимо от жанра, авторы вызывают сочувствие к персонажам при их первом появлении для связи с аудиторией.
Отождествление, симпатия и сопереживание — основные чувства, которые помогают создать эмоциональную связь между зрителем и персонажами. Самое глубокое чувство, которое переносит зрителя в мир героя — сопереживание, также известное как сочувствие или эмпатия.
Зритель может симпатизировать, жалеть персонажей или отождествлять себя с ними, но при этом не сопереживать им.
Сопереживать персонажам фильмов, телесериалов и книг означает то, что зритель соотносит себя с героем, глубоко проникается ситуацией и испытывает схожие эмоции.
Как достичь эмпатии?
- 1. Вызвать сочувствие
Если показать страдания героя от несправедливости, несчастья, шансы вызвать сопереживание возрастут.
Пример: В начале мелодрамы «Неспящие в Сиэтле» главный герой Сэм Болдуин стоит возле сына Джона на похоронах любимой жены Мэгги. Таким образом, зритель проникается сочувствием к данным персонажам.
- 2. Подвергнуть героя риску
Персонаж, который попадает в опасную ситуацию и рискует жизнью, способен вызвать у зрителя беспокойство и сопереживание.
Пример: В первых кадрах каждого приключенческого фильма «Индиана Джонс» Доктору Генри грозит смертельная опасность. Также вспомним фильмы «Ночь в музее», «Человек дождя», «Джуно», где в зависимости от сюжета у героев возникают трудности.
- 3. Вызвать симпатию
Чтобы вызвать симпатию к персонажу, он может быть показан благородным человеком, как в фильмах с Томом Хэнксом.
Герой, которому симпатизируют другие персонажи, тоже привлекает зрителей.
Герои с чувством юмора, заставляющие аудиторию смеяться, также вызывают симпатию.
Пример: В фильме «Одиннадцать друзей Оушена», «Блондинка в законе» показана дружба и поддержка главного персонажа.
Приемы достижения эмпатии не исключают друг друга и могут сочетаться в одном сюжете, чтобы усиливать сопереживание герою.
Способы отождествления зрителя с героем
Зрители, сопоставляющие себя с персонажем, с большей вероятностью будут им сопереживать. Основные способы для достижения отождествления:
1. Профессионализм героя
Людей притягивают талантливые мастера, профессионалы своего дела. Наблюдая за тем, как Доктор Хаус профессионально справляется со своей работой, зрители хотят быть такими же, как он. В этом сила отождествления.
2. Сила героя
Герои, наделенные силой, вызывают восхищение и сочувствие у аудитории практически на уровне воображения. Сила может принимать такие формы, как:
→слава, власть над людьми. Как у главного редактора журнала Миранда Пристли в «Дьявол носит Prada» или у влиятельного босса Дона Корлеоне в «Крестном отце»;
→способность уверенно распоряжаться своей судьбой, действовать по собственному усмотрению независимо от внешних условий. Как это делают Джеймс Бонд, Джон Маклейн из «Крепкого орешка», Брайн Миллс из «Заложницы»;
→чувство юмора, как у Бобби из «Пять легких пьес», Макмерфи «Пролетая над гнездом кукушки», ковбоя из «Йеллоустоун»;
→сверхспособности в контексте превращения из простых людей в супергероев. Вспоминаем Питера Паркера из фильма «Человек-Паук».
3. Знакомая обстановка
Зрителям легче идентифицировать себя с рабочими, врачами, родителями, учениками — привычными ролями, которые они играют сами, нежели с неординарными героями сериала «Особое мнение», «Сверхестественное», фильма «Кровавый алмаз», где эмпатия достигается другими методами.
Например, женщины, которые идентифицируют себя с молодой Джулией из фильма «Джули и Джулия», не обязательно были в такой ситуации, но имеют представление о подобной роли.
4. Знакомые слабости и недостатки
Это связано с несправедливостью к герою и ситуациями, когда он вызывает смех. Зрителю проще идентифицировать себя с персонажем, который сталкивается с обыденными жизненными ситуациями и наступает на одни и те же грабли. Каждый может представить себя на месте героя, который оказался в неловкой или напряженной ситуации, ощущает смущение. Как, например, персонажи ранних комедий Вуди Аллена.
5. Погружение в мир персонажа
Отождествлять себя с персонажем гораздо проще, если видеть происходящее на экране его глазами. В детективах зритель видит следствие глазами сыщика. В триллере «Жар тела» известно лишь то, что узнает Нед Расин. Аудитория не обязательно наблюдает за действием глазами главного героя. Порой происходит погружение в историю других персонажей, как в драме «Проклятый путь», где повествование ведется от сына главного героя Майкла Салливана.
В комедийной драме «Тутси» главный герой актер-перфекционист Майкл Дорси обладает неуживчивым, эгоистичным характером, но зритель сопереживает ему и прощает недостатки из-за несправедливого отношения к нему, невезения. Также аудитория проникается к герою благодаря таланту и высокому актерскому мастерству, помощи друзьям Джеффу и Сэнди. К тому же он смешной, живет и работает в привычной обстановке, ему всегда грозит опасность потерять работу.
Персонажи не должны быть идеальными, так как человеку без недостатков сложно сопереживать, и он даже может раздражать в какой-то мере. Такие герои хорошо вписываются в истории про супергероев, но это отдельный жанр. Зрители склонны сопереживать героям с недостатками, слабостями, страхами, свойственными всем живым людям.
Способы подключения зрителя к герою
Есть разные способы подключения аудитории к героям и погружения в их жизнь. Самые популярные из них:
→«Спасти котика». Заключается в том, чтобы совершить хороший поступок в уместной ситуации, исходит из истории, сюжета, характера героя. В самом начале сериала «Игра в кальмара» герой кормил котика рыбой.
→Несправедливое обращение. Этот метод может работать сам по себе, хотя другие приемы могут его усилить. Человеку свойственно сочувствовать тому, кто сталкивается с несправедливостью, например, предвзятым отношением в обществе, бытовых ситуациях.
→Горе. Проблема здесь в том, что зрители еще недостаточно хорошо знают героя, чтобы ощущать его боль. Но не стоит поддаваться искушению добавить длинную предысторию, чтобы усилить горе. Это замедлит историю. Следует найти способы включить другие подходы эмпатии в действие.
→Общая мечта. Общепонятные мечты и цели могут быть сильным триггером. Такие желания, как любовь, принятие, помогают смягчить характеры персонажей — даже тех, кто кажется эгоистичным или безразличным. Так что это отличный подход к героям, которым труднее всего нравиться.
→Уникальный, привлекающий внимание персонаж. Оригинальные герои способны привлекать и удерживать внимание. Это может быть необычное мышление, поведение, внешний вид. Возможностей много. Подход нужно смешивать, по крайней мере, еще с одним приемом для вовлечения зрителя в историю.
→Внутренняя борьба. Многие зрители отождествляют себя с персонажами, пытающихся преодолеть страхи и измениться в лучшую сторону. Большинству людей не нравится смотреть в лицо своим страхам или меняться. Но если проблема представлена достаточно ясно, не погружаясь в предысторию, человек вовлекается в историю и наблюдает за тем, как персонаж преодолевает трудности и избавляется от негативных чувств. На экране это часто выглядит как внутренняя борьба (сомнения, противоречивые желания).
→Демонстрация ценности. Такой, как верность, любовь, мужество. Подход особенно важен, если главный герой вскоре сделает неверный выбор. Гораздо проще вызвать сочувствие к персонажу, чем устранять негатив. Прежде чем герой совершит неправильный поступок, показывают его положительные черты, например, то, что он помогает ребенку или заступается за друга.
→Мастерство. Людям нравится смотреть на настоящие таланты. Этот подход включает в себя детали. Демонстрируется не только мастерская игра на музыкальном инструменте, но и бережное обращение к инструменту, тренировки.
→Опасность. Герой может найти опасность где угодно — от попадания в шторм до встречи плохого парня с ружьем. Но поскольку есть много опасных сцен, стоит использовать, по крайней мере, еще одну технику, чтобы побудить зрителя беспокоиться о персонаже.
- Когда нет необходимости в сопереживании герою
Сопереживание хорошо работает, но не обязательно для использования.
Сопереживание может отсутствовать в комедии. Здесь на первый план выходит не сопереживание, а любопытство к персонажам.
Случается так, что персонажам невозможно сопереживать всерьез. В комедийных фильмах с Джимом Керри он играет забавного, глупого персонажа, за которым интересно наблюдать.
Сопереживание часто отсутствует в боевиках и детективах. В основе детектива лежит разгадка. Боевик, где есть личная история, может включать эмпатию. Персонажи, которые сражаются с противниками в опасных условиях, вызывают ситуативную реакцию и сочувствие.
Таким образом, необходимость использования сопереживания главному герою зависит от жанра. В комедии эмпатия практически не имеет значения, а на первое место выходят другие важные качества, такие как любопытство. В любом случае не стоит идеализировать персонажа, если в этом нет умышленного замысла.
Хотите написать сценарий фильма или сериала — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Но добавлю, что слабость, недостаток или заблуждение героя обязательный и самый важный элемент в истории, в качестве арки героя или героини, "был и стал", ради чего и рассказывается история, это и есть по сути тема истории и главный месседж автора, в который он верит.