Как устроена
киноиндустрия
Как устроена киноиндустрия
Кино - это коллективное искусство. Поэтому, когда вы за него беретесь, важно понимать, как устроена киноиндустрия: кто задействован в процессе, какие существуют этапы, чем занимается продюсер и откуда он берет деньги на съемку и прокат фильма.
Понимая, как устроена киноиндустрия, вы поймете, что в вашем сценарии может помочь режиссеру, актеру, оператору, а что отпугнет продюсера. К тому же знание работы на площадке поможет по-другому оценить свой сценарий и сделать его более качественным. Съемочная площадка сформирует для вас ту самую связь с реальностью, заземление, которое, порой, необходимо.
Этапы производства:
Производство фильма начинается в тот момент, когда появляется идея и заканчивается, когда фильм доходит до зрителя.
- Идея
Есть два варианта развития событий:
1. У студии появляется идея ---> она нанимает сценариста, который ее распишет в сценарий.
2. Студия ищет идеи, разбирая почту, посещая питчинги и конкурсы ---> сценарий дорабатывается с автором командой редакторов и запускается кинопроект.
Тоже самое касается ТВ каналов, если вам интересна эта тема, почитайте как устроена работа на телевидении >>>>>
- Доработка сценария
Даже если сценарий кажется невероятно крутым, его обычно все равно дорабатывают, а точнее, адаптируют к возможностям студии и актуализируют: где-то нужно перенести историю в другую локацию, сократить количество персонажей, а где-то внести изменения в образ героя. Сценарий никогда не бывает полностью законченным. Изменения могут вноситься до тех пор, пока фильм не выйдет на экран.
- Сценарий есть, что дальше?
Дальше продюсер начинает поиск финансирования. Его задача продать проект, чтобы все следующие этапы продакшена и других необходимых действий окупились. Так же, уже на этом этапе будут решаться такие вопросы, как интеграция брендов, передача авторских прав и так далее.
Сценарий из литературного произведения превращается в проект.
- Пре-продакшн
Когда окончательно становится понятно, какими бюджетами располагает проект, есть ли или нет поддержка Министерства культуры, какую обратную связь получил фильм в профессиональной среде, начинаются подготовка и формирование съемочной группы, исходя из вышеперечисленного.
Также, на этом этапе создается режиссерская версия сценария - это сценарий, который разложит историю с технической точки зрения для разных цехов: свет, звук, камера и так далее. Часто, версия сопровождается раскадровкой.
Тогда же проходят кастинги, производятся поиски мест для съемок, заключаются договоры с теми, кто задействован в съемках.
Когда съемочная группа сформирована и весь съемочный период распланирован, начинаются съемки.
- Съемки
В Голливуде предварительные репетиции и читки сценария - регулярная практика. В России киноиндустрия устроена так, что за неимением больших бюджетов, студии порой жертвуют этим этапом, но в серьезных проектах они обязательны.
После репетиций начинается съемочный процесс. Каждому члену съемочной группы каждый день высылают вызывной лист.
Вызывной лист - это документ, в котором по минутам расписан съемочный день: когда какая сцена снимается, во сколько актер идет на гримм, во сколько выставляется свет, локация, перерыв на обед и так далее.
Это основной рабочий документ во время съемок, на который все ориентируются.
- Пост-продакшн
Вместе с окончанием съемок заканчивается и продакшн. Начинается следующий этап, который стартует с монтажа. Порой монтажер сначала создает "рыбу" фильма - предварительный черновой монтаж, а уже после дорабатывает ее вместе с режиссером, продюсером, редактором и сценаристом. Когда склейка кадров полностью готова, начинается работа по графике и звуку.
Озвучиваться может голос за кадром, массовка, отдельные реплики героев. Например, иногда голос меняют, и в финальной версии мы видим одного актера но голос слышим другого (как в фильме "Лето" Кирилла Серебренникова). Еще по необходимости озвучиваются действия: шум открывающейся двери, воды из крана и так далее. Тогда же подбирается и фоновая музыка. Хотя, бывает, сначала режиссер находит музыку и фильм монтируют уже под нее.
Далее, производится цветокоррекция фильма, создаются титры и остальная необходимая графика.
Вот теперь фильм превратился в законченный продукт, теперь осталось показать его зрителям.
- Дополнительные этапы
Иногда фильм показывают фокус-группам, и на основе обратной связи дорабатывают историю: делают перемонтаж, меняют музыку, переделывают то, что может убрать шероховатости, помочь ярче передать эмоцию или понять настроение фильма, ускорить или замедлить темп.
А порой даже дополнительно доснимают какие-то сцены, но чаще - убирают.
То, как доработки и изменения в сценарии оплачиваются сценаристу зависит от того, что прописано в договоре.
кто же такой продюсер
История про то, что продюсер - это такой дядя с денежным мешком, такой же миф, как Телепузики.
Продюсер - это тот, кто придумывает, где найти этот мешок с деньгами и оттуда перетащить на съемочную площадку.
За это он получает определенный процент. Но свои личные деньги, как правило, продюсер не вкладывает. Либо вкладывает только часть.
Смотрите подробный материал в нашем блоге: Какими бывают продюсеры, их роли и задачи >>>
- Из чего состоит финансирование:
- Государственная поддержка - деньги, которые Министерство культуры выделяет на развитие национального кинематографа.
- Фонды - специализируются на теме, о которой будет фильм и проект популяризирует их деятельность. Так же, можно получить поддержку от мецената, которой занимается той или иной благотворительной деятельностью в конкретной сфере.
- Интеграция брендов - реклама той или иной продукции. К счастью, сейчас интеграция не такая агрессивная и глаз не коробит, как раньше.
- Инвестиции - могут быть от самых разных людей и организаций, заинтересованных в проекте, имени в титрах или возвратном проценте.
Самые большие затраты - оплата актеров, перемещения (если в сценарии много локаций и некоторые из них уникальные, которые необходимо строить или декорировать), дорогая графика\много графики, дорогая музыка.
- На чем зарабатывают:
- Продюсер зарабатывает на продаже прав. Права продаются каналам, интернет платформам, зарубежным студиям для адаптации.
- В Голливуде активно развит мерчендайзинг, после фильма выходит продукция, связанная с ним. Один Гарри Поттер чего стоит, тот случай, когда фильм превратился в индустрию. У нас тоже иногда встречаются успешные кейсы, например, сериал Маша и Медведь, по которому есть игрушки, канцелярские товары, одежда, продукты для детей и т.д.
- Кассовые сборы - основной источник дохода для продюсеров полных метров. Деньги с билетов делятся между всеми участниками: половина достается кинотеатрам, часть дистрибьютеру, окупается маркетинг, производственный бюджет, вычитаются налоги. Остальное идет создателям фильма.
Если вы хотите связаться с подюсерами или кинокомпаниями, заходите на страницу нашего сайта: Контакты российских продюсеров и кинокомпаний — Куда отправить свой сценарий >>>
Реклама
Когда фильм снят, запускается глобальная маркетинговая компания и делается все для того, чтобы зритель пришел в кино. Но еще до этого, когда фильм только начинают снимать, его анонсируют, интригуют, подогревают интерес. Как правило уже известна примерная дата выхода. Делают это для того, чтобы не получилось так, что в марте выходит 5 романтических комедий, а в мае 15 боевиков. Конкуренция приведет лишь к тому, что люди будут выбирать на какой фильм пойти среди похожих по жанру.
- Бренды
- НА ТВ:
Ни для кого не секрет, что телеканалы зарабатывают на рекламе, в том числе на интеграциях брендов. Практически первое, что делает канал, решая запускать сериал - идет к брендам представлять проект и обсуждает варианты размещения. Если брендам упоминания в проекте неинтересны, "доместос" превращается в "вешалкин", "липтон" в "карибо" и так далее. Если это не реклама, то все автомобильные марки, любые средства, брендовые вещи, которыми пользуется герой, как правило, прячутся, заклеиваются, блюрятся.
На ТВ существует специальная рекламная служба, которая работает с брендами. Так что ни продюсеру, ни другим участникам кинопроцесса не нужно активно включаться в этот этап.
Но, предлагая свой проект на ТВ, сценарист должен понимать, что можно, а что нельзя, например курение и предметы с ним связанные - в кадре оставлять нельзя. Важно знать закон о СМИ.
- В КИНО:
Тут все проще, рекламной службы обычно нет, вы на свое усмотрение можете оставить любой бренд, даже если у вас нет рекламных отношений с ним. Единственный нюанс, если вы этот бренд как-то оскорбите, ждите разбирательств. Ну и учитывайте, что когда проект выйдет на ТВ, все что вы использовали будет размыто.
- В ИНТЕРНЕТЕ:
Можно вообще что угодно, кроме тех сцен, которые могут удалить сами видео-сервисы - насилие и прочее чрезмерное.
Совет начинающим сценаристам - поработать хоть немного на съемочной площадке. Будет ли это короткий метр с другом режиссером, или волонтерская/ассистентская работа, в любом случае, вы будете лучше понимать, как устроена киноиндустрия и чем ее удивлять и задабривать.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь