Как написать
короткий
метр
Как написать короткометражный фильм
Принципиальной разницы между полным метром и коротким не существует, но есть нюансы. О том, зачем вообще нужны сценаристу короткометражки, о тех самых нюансах и российской специфике российского короткометражного кино, и пойдет речь в этом материале.
Зачем сценаристу короткометражный фильм?
Считается, что короткометражки в первую очередь нужны режиссерам, чтобы попробовать себя, поэкспериментировать, показать другим на что ты способен. Потому что без снятого материала режиссера невозможно оценить, чтобы пригласить его на какой-либо проект.
А вот сценаристу короткий метр писать вроде как особого смысла нет, можно пробовать создать полный метр или сериал.
Потому что, даже если вы начинающий сценарист без опыта, но вы написали хороший сценарий - не важно, писали ли вы что-то раньше и есть ли у вас портфолио. Оцениваться будет только конкретный сценарий.
Если ваш сценарий уже написан и он понравился редакторам и продюсерам, то студия ничем не рискует, принимая его в работу. Она видит что именно покупает, какая разница что у автора было раньше?
Поэтому часто сценаристы этап короткого метра пропускают, особенно те, кто начинает свой путь не с киношкол, а двигаются самостоятельно.
Тем не менее, для сценариста писать короткометражки смысл все-таки есть, и вот почему:
Поможет попасть в индустрию
- Во-первых, отсутствие портфолио влияет на гонорар сценариста.
- Во-вторых, бывает такое, что сценаристу без опыта просто сложно заставить кого-то прочитать свой сценарий. А если у автора есть успешный пример снятой короткометражки, это значит для студии, что человек уже понимает, как будет выглядеть на экране то, что написано на бумаге.
- В-третьих, вы сможете увидеть, как ваш текст оживает на экране и в будущем, при работе над сценарием, вы будете делать это более осознанно.
Станет понятнее, что влияет на бюджет проекта
Как правило, короткометражки снимаются не большой студией, а собственными силами. В итоге, вы как автор, сразу будете вынуждены исключить какие-то дорогие вещи.
Фактор бюджета в России крайне важен. А во времена кризисов, например, вообще действует установка, что снимать надо только то, что можно реализовать в современных реалиях, без дополнительных декораций, локаций и сложных костюмов.
Научитесь работать с режиссером
Умение работать в команде - важный навык. Кино - это в первую очередь коллективное искусство.
На коротком метре точно будет проще учиться взаимодействовать с режиссером: получать обратную связь и режиссерские комментарии по сценарию.
Кстати, это еще и хороший шанс зайти в индустрию сразу с режиссером, если его пригласят на какой-то проект, а вы перед этим хорошо сработаетесь.
Подготовитесь к большим проектам
Отличие опытного сценариста и абсолютного новичка в том, что он понимает, что из написаного будет реализовано. И как. Начинающие авторы часто сталкиваются с отказами, потому что то, что они написали оказывается не совсем осуществимо инструментами кино, либо может получиться только неоправданно дорого. Ведь придумать в голове можно все что угодно, а вот снять - не всегда.
Имея на руках короткометражку, вы будете гораздо лучше подготовлены к работе с полным метром.
В любом деле важна практика. Сценаристу нужно постоянно и регулярно практиковаться и упражняться.
Что нужно знать о съемках короткометражного кино?
Это не коммерческое мероприятие, это инвестиция в себя. Это учебная работа и практика, возможность исследовать новый жанр, как-то поэкспериментировать, посмотреть на что-то новое в собственном исполнении.
Если получится круто - есть фестивали короткометражного кино, там можно о себе заявить, а призы приятно украсят ваш инстаграм и резюме.
Если вы хотите сделать сценарное мастерство своим источником дохода, старайтесь сразу выбирать коммерчески успешный жанр и делать такую короткометражку, по которой можно оценить потенциал вашей работы и интерес широкой аудитории.
Ориентируйтесь в первую очередь на российские коммерческие жанры и как референс берите полные метры, сериалы, которые сняты в России. Поскольку американское кино часто обладает совсем другими бюджетами и может позволить себе гораздо больше.
В индустрии ограниченный круг постоянно востребованных специалистов.
Но они постоянно заняты и их время расписано на несколько месяцев или лет вперед. Еще таких сценаристов сложнее в чем-то продавливать, что-то навязывать, а если пережать, то автор просто больше не будет с такой студией сотрудничать, так что продюсеры постоянно находятся в поиске новых имен.
Какие основные отличия в написании сценария короткого метра от полного?
- Скорость и структура
Отличия полного метра от короткого, как разница между романом и рассказом. По силе воздействия они могут не сильно отличаться, но значимо по скорости. В короткометражке у сценариста гораздо меньше времени, чтобы погрузить зрителя в историю.
Помимо скорости, короткий метр от полного может отличаться по структуре.
Короткий метр бывает в:
- 1 акт
- 2 акта
- 3 акта
Одноактные работы - ближе к скетчу, чем к полноценной истории и, пожалуй, для сценариста формат не самый подходящий, а вот короткометражки с двумя и тремя актами ближе к полному метру и там есть куда развернуться.
Какие стандарты в коротком метре?
Короткометражкой считается фильм до 40 минут.
И чем короче, тем лучше.
Если у организатора фестиваля есть вариант показать один фильм на сорок минут или четыре по десять, чаще всего он выберет второй вариант.
Точно так же и продюсеру сложнее будет найти в своем графике 40 минут, чем 10, так же как и интернет пользователю.
За то, что короткий метр действительно должен быть коротким говорит в том числе бюджет и количество затраченного времени на съемки.
С уменьшением хронометража увеличивается и шанс заполучить более звездных и известных актеров, у которых не так много свободного времени.
Структура короткометражного фильма
Первый вариант структуры:
Классическая структура по Аристотелю - это та, в которой есть начало, середина и концовка.
- 1 акт - мы заявляем героя, видим что с ним происходит и в какой ситуации оказывается.
- 2 акт - наблюдаем как герой всячески пытается решить свою проблему.
- 3 акт - разрешение ситуации.
Такую историю вполне можно рассказать за 10-12 минут.
Но часто встречаются короткие метры в два акта.
В отличие от полного метра, жестких правил на этот счет нет, так что многие пользуются творческой свободой и экспериментируют.
Потому что, где как не здесь, нарушать структуру, последовательность и прочие формулы полнометражного кино, где ставки и риски намного выше.
Второй вариант структуры
Часто в коротком метре структура такая:
- 1 акт - герой и его ситуация, без экспозиции, он сразу стоит перед каким-то выбором
- 2 акт - заменяется напряжением ожидания: что же выберет герой. И по сути является частью предыдущего акта.
- 3 акт - ситуация разрешается, конец истории
По факту, вместо трех актов, история разыгрывается за два.
Некоторые делают истории в один акт, мы называем это скетчем:
Зрителю показывают что-то, например экспозицию, а потом идет перемотка, отъезд, либо любой другой прием и зритель видит, что было до и повлекло за собой увиденное.
Если вы делаете такую одноактную историю, имейте ввиду, что вряд ли студия на таком примере сможет целиком разглядеть ваш потенциал.
Еще одно важное правило - ваша короткометражка должна быть самостоятельной историей, а не частью чего-то. Смысл в том, что короткий метр - отдельное, самостоятельное произведение.
Последовательность создания сценария короткометражного фильма
- Задумка
Идея - самое главное из того, что должно у вас быть. Когда есть четко сформулированная идея, опирающаяся на ваш опыт, реальную жизнь или мир вокруг, это хорошее начало.
- Синопсис
После того как вы определились с идеей, ее очень кратко нужно сформулировать в виде синопсиса, описав, что будет происходить в сценарии.
- Битшит
Он нужен, если история из трех актов. Это перечисление поворотных пунктов.
- Поэпизодник
Тоже нужен, если вы выбрали структуру, приближенную к полному метру.
Что влияет на бюджет фильма
Есть несколько вещей, которые сделают короткий метр дорогим:
- Погони
Это сложно организационно. Нужно найти локацию, согласовать все, вероятно, сделать несколько дублей. К тому же, снимать скорость, несущиеся машины, катеры или мотоциклы сложно в целом. А если у вас запланированы по сценарию еще и переворачивания или аварии, это в несколько раз усложнит и повысит стоимость съемки. Лучше на этапе сценария сразу ищите другие решения.
- Пиротехника
Что-то взрывать или поджигать - это всегда опасно. Есть специально обученные люди, которые умеют обращаться с пиротехникой, и если у вас нет на них денег, вряд ли риск того стоит. Тем более и по времени такие съемки могут затянуться.
- Техника
Экскаваторы, подъемники, тракторы - все это дополнительные расходы, как и все то, чего просто так не попросить у рядового жителя вашего города.
- Животные
Одно дело одолжить для съемок собаку - наверняка кто-то со съемочной площадки владеет домашними животными. Другое дело - найти крокодила или жирафа, например, бюджеты и связи потребуются не маленькие.
- Локация
На бюджет влияет количество локаций и их доступность. Если по вашей задумке одна сцена снимается в Египте у пирамид, вторая в самолете, а третья на катере у берегов Исландии - скорее всего у вас не хватит на это денег.
Чем меньше локаций, тем дешевле: это сокращение съемочных дней, оплаты за аренду оборудования, занятости актеров и многих организационных задач.
То же самое касается доступности локаций. Арендовать самолет будет очень сложно, так же как и снимать в метро, разве что по-партизански, пока не поймала полиция, но надо ли вам это? Ищите простые доступные локации: офис, квартира, дачный лес, либо сразу закладывайте большие расходы.
- Количество актеров и массовки
Оптимальнее всего сразу свести количество героев к минимуму, на этапе сценария. Организационно битва Александра Невского на Ладожском озере будет дорогой и сложной - это и люди, и локация, и исторические костюмы, и зимняя съемка со всеми вытекающими последствиями.
- Специальные эффекты и компьютерная графика
Все что касается костюмов, декораций и реквизита - это дополнительные траты, которые дорого вам обойдутся. Как и то, что нужно сделать компьютерную графику как, например, летающая тарелка приземляется рядом с Кремлем.
- Погода
Не пишите в сценарии сложных погодных условий. Дождь, снег, метель, их придется поджидать, подстраиваться, а их может не быть несколько недель, и в конечном счете расписания актеров с ними просто не сойдутся. То же самое касается смены дня и ночи. Очень легко пропустить как рассвет, так и закат. В итоге, придется ждать следующего дня.
И потом, для хорошей истории, все это не обязательно, идея - это самое главное.
Как найти актеров, если снимаешь своими силами?
Когда актеры получают от начинающего режиссера интересный проект, если они видят в нем потенциал, им захочется с вами работать. Актер с удовольствием будет сниматься у вас, если для него это возможность попробовать себя в новом амплуа, по-новому раскрыться, получить какой-то уникальный опыт.
Актерам, как и людям любой профессии, нужно держать себя в форме, поэтому, если у них есть время и интерес, они к вам придут.
Конечно, важно, чтобы роли, которые вы им даете, не повторяли то, что они играли много раз, какие-то стереотипные вещи.
Актеру интересно показать себя с разных сторон, расширить представление продюсеров и режиссеров о себе.
Начинающие актеры с еще большей вероятностью согласятся, им опыт и портфолио еще нужнее, и если есть хоть малейший шанс, что их увидят в хорошей короткометражке, они им воспользуются.
Что делать, чтобы вашу короткометражку посмотрели?
Ваша задача - привлечь к себе внимание, поэтому заинтересовать зрителя нужно буквально с первых секунд.
- Заинтересовать с первого кадра
Это можно сделать с помощью картинки, интересной локации, звука. Если зритель видит что-то, чего до этого не знал, ему становится интересно, а что будет дальше, или, что это было?
- Проработать диалоги
Они должны быть интересными, живыми, не шаблонными.
- Создать необычную ситуацию
Висит человек на отвесе скалы или крадется к охраннику с битой - напряженная сцена удержит внимание зрителя. То же самое с ситуацией, в которой зритель сможет узнать себя.
Не забудьте про развязку. Она должна быть яркой и дать сильные эмоции в соответствии с жанром.
- Будьте кинематографичны
Главное правило кино: все что можно показать, показывайте, а не рассказывайте. Не тратьте время на разговоры, смело заменяйте их действием. Отсутствие активной визуальной составляющей делает из кино радио.
- Будьте оригинальны
Ведь короткометражкой вы собираетесь заявить о себе, продюсеры смотрят столько материала, что обычная история легко проскочит мимо.
Прежде чем приступать к своему сценарию, посмотрите что снималось до этого на такую же тему. Так вы поймете, какие идеи только кажутся оригинальными, что было уже много раз и не следует повторять.
Ведь очень часто случается ситуация, когда человек говорит, что русские сериалы вообще не смотрит, но у него есть крутая идея. А потом оказывается, что есть сразу несколько реализованных проектов как у него.
Вы не сможете сделать оригинальную историю не зная, что есть НЕ ОРИГИНАЛЬНО, что было до вас.
Что нужно для хорошей истории?
Главный герой, антагонист или антагонистические силы, главный драматический вопрос и кульминация конфликта.
Ах да, еще в истории нужно отразить смысл, зачем вы вообще это сделали и что хотели сказать.
Так же как студенты каждый год пишут курсовые, перед тем как написать диплом, начинающему сценаристу есть смыл снять короткометражный фильм, перед тем как приступать к полному метру.
Да, вы потратите много времени и сил, но в результате сможете подготовить себя к работе в киноиндустрии, на практике освоите особенности работы с режиссером, возможно, еще и имя заработаете.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Я хотел както сам снять по своему сценарию, и понял, что он не совсем снимабельный). Начал переписывать, и тут всякие конкурсы повылазили, потом еще, что то, потом еще...и я про него совсем забыл))
Но я его сниму. Мне особенно понравилось про то, что нужна мощная, захватывающая, самая первая сцена. В общем, круто, спасибо!