ЧТО ДЕЛАТЬ С
ИДЕЕЙ ФИЛЬМА
ИЛИ СЕРИАЛА
ЧТО ДЕЛАТЬ С ИДЕЕЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА
Сначала давайте определимся, что является идеей для фильма или сериала.
Как понять, есть ли у вас ИДЕЯ, или нет?
Определитесь с главным героем. На уровне идеи это может быть краткое словосочетание без каких-то деталей, например:
8-летний мальчик, учитель химии в колледже, супергерой или бывший рэкетир из 90-ых.
Такого определения "на уровне идеи" будет достаточно. В самом начале не нужно уходить в долгие, витиеватые описания.
Способ действия, то есть, как герой действует и решает возникающие проблемы, как на протяжении всего фильма он будет пытаться победить в том конфликте, в котором окажется.
Например, в сериале "Почка" главная героиня — молодая женщина, меркантильный пожарный инспектор. Она живёт в представлении, что самое главное в жизни — это деньги и связи, которые решат любые вопросы. Вот такой персонаж, и так он действует.
Сеттинг — где и когда происходит история.
Это могут быть наши дни и конкретная локация, например, больница или пожарная инспекция. И тогда это история про персонажа, который существует среди нас и попадает в обыденные, всем знакомые жизненные ситуации. Или же это могут быть истории из прошлого/будущего/про вымышленные миры и т.д.
Завязка и цель главного героя.
В сериале "Почка"героиня — девушка-пожарный инспектор, которая активно берёт взятки. Она отдаёт часть своего «черного дохода» начальнице, которая её прикрывает.
В целом, героиня — не очень хороший человек. Она не заморачивается по поводу человеческих взаимоотношений. На первом месте у неё стоят финансовые вопросы, отношения с начальством и возможность дальше зарабатывать на том, чем она занимается.
Сеттинг, в данном случае, — это Москва, наши дни.
Завязка — у героини обнаруживается неизлечимая болезнь почек. Ей нужно найти донора — человека, который отдаст ей жизненно необходимый орган.
Сложность в том, что донором может быть либо родственник, либо же орган предоставляется государством. Но для того, чтобы получить почку таким путем — нужно встать в длинную очередь. Шансы получить почку по очереди крайне низки. В завязке перед нами — персонаж, у которого есть проблема со здоровьем.
Цель — героине нужно найти почку, то есть убедить кого-то на операцию. А сделать это совсем непросто. Потому что, во-первых, это операция с серьезными последствиями для здоровья. Донор получает инвалидность на всю жизнь и множество разных ограничений + есть риск смерти во время операции по пересадке.
В целом, драматическая конструкция очень крепкая и убедительная.
Конфликт состоит в том, что ранее главная героиня испортила отношения со всей семьёй — с теми, кто как раз может отдать ей почку, и чьи почки, вероятнее всего, могут подойти.
У героини конфликт с членами семьи и, в целом, конфликт с системой здравоохранения, где нужно встать в очередь для того, чтобы получить почку для пересадки. Ведь там не работают коррупционные схемы, к которым она привыкла. Нельзя заплатить врачу, нельзя никого подвинуть «в очереди» на пересадку. В этой системе все стандартизировано и централизовано. Не помогают даже звонки в органы здравоохранения через начальницу. Проблема серьезная. Правила не обойти.
Антагонисты — это семья героини и те, кто стоит в очереди на почку, раз она хочет кого-то подвинуть и получить орган вне очереди.
Интрига и главный драматический вопрос здесь очевидны:
удастся ли героине найти донора, удастся ли ей сделать операцию для того, чтобы она могла жить дальше?
Арки героев/персонажей. Арки персонажей могут быть положительными (герой меняется в лучшую сторону), отрицательными (герой «катится» вниз) и плоскими — такими, в которых герой не меняется и остаётся самим с собой.
Плоские арки часто встречаются в боевиках. Они идеально подходят, чтобы показать "крутость" героя и то, что он не изменился, несмотря на все сложности и жизненные обстоятельства.
Плоская арка может быть уместна и в комедийном сериале, когда герой не меняется, потому что, если он изменится — история закончится.
В комедийном сериале герой совершает примерно одни и те же ошибки, на которых он практически не учится. В конце серии зрителю могут показать, что он чему-то научился, но герой всё равно остаётся самим собой. Именно поэтому комедия продолжается. Если герой изменится, то сериал закончится.
О чём/тема.Тема в сериале "Почка" — не очень хороший человек неожиданно для себя вынужден наладить отношения со своей семьёй, иначе его ждет смерть. Истории про почку и донорство мы видели и раньше, но это тот пример, когда на избитую тему посмотрели под другим углом и в новом жанре. Это драмеди или, может быть, даже комедия. По крайней мере, первая половина сезона — это больше комедия. Дальше — драмеди.
Вот что является идеей.
Если у вас в голове крутится что-то вроде:
"А что, если написать про пересадку органа", — это пока ещё не идея.
Сформулированной идея будет только тогда, когда её можно будет оформить в логлайн, а еще лучше расписать концепт идеи, где будут ответы на вопросы, которые ставились выше.
Этапы разработки идеи фильма
или сериала
1. Найти идею и попытаться сформулировать её в логлайн, чтобы четко был виден герой, с чем он сталкивается, как он начинает действовать, каков конфликт, главный драматический вопрос, сеттинг (где это всё происходит). Ещё можно указать ставку. О том, что такое логлайн и как его написать читайте в нашем материале>>>>>
В сериале "Почка" ставка очевидна — если у героини не получится найти донора — она умрёт.
В некоторых историях ставка более нейтральна, например: герой должен победить в шахматном турнире, футбольном матче. Вопрос жизни и смерти не стоит. В подобном случае мы должны показать, насколько это важно для героя: это последний матч в его карьере или призовые деньги нужны ему, чтобы отправить близкого человека на операцию.
Если ставка сильна для героя, то и конструкция сюжета будет крепкой.
Вам самим будет легче писать историю, если мотивация героя будет внятной и понятной для зрителя.
Если это полный метр, то это описание всего фильма.
Если это сериал — напишите синопсис пилота на 1 страницу + синопсис сезона еще на 1 страницу.
3. Поэпизодник (поэпизодный план) — в нем вы расписываете всю историю по сценам, пока ещё без реплик и диалогов, но уже с описанием каждой сцены.
4. Написанные и оформленные диалоги, где вы подробно расписываете весь сценарий. Это, по сути, уже готовый сценарий.
5. Следующий этап, если это сериал, — посерийник (для каждой серии пишется синопсис на 1-1,5 страницы).
Если на уровне заявки вы написали весь сезон в виде синопсиса на 1 страницу, то следующим этапом вы расписываете синопсисы всех серий на 1-1,5 страницы.
Если предложенный концепт утверждается студией/каналом — дальше можно писать все оставшиеся серии.
В какой момент можно отправлять идею студиям?
Идею можно показать студии уже на этапе сценарной заявки. Если вы пишете сценарий сериала — лучше отправить сценарную заявку вместе с синопсисом сезона. На нашем сайте есть список контактов кинокомпаний и продюсеров.
Некоторые студии принципиально читают лишь полностью готовые сценарии. Таких студий на сегодняшний день немного, но они существуют. В таком случае нужно отправить: заявку, примерно описанный пилот или полный метр/синопсис сезона, если речь идет о сериале.
Для наглядности к заявке можно добавить презентацию и мудборд — изображения для понимания настроения вашего проекта, ведь у него могут быть разные тональности.
Может быть, это мрачная картинка в стиле скандинавских сериалов или викторианской Англии? Или сочная красочная картинка в стиле «Отряда самоубийц»?
Презентация поможет быстро уловить "настроение проекта".
Кому отправлять идею?
· на студии/киностудии/кинокомпании, которые создают фильмы и сериалы
· на конкурсы
· на питчинги
Что делать, если идея не подходит
студиям/каналам?
Для начала нужно понять причины отказа, а дальше действовать исходя из ситуации.
Частые причины отказа:
· не зацепила идея/концепция
· не убедило качество текста, то есть реализация
· у студии или канала уже есть в работе что-то похожее
Если студия получает заявку, а у неё в работе уже есть подобный сценарий — никто, очевидно, не скажет незнакомому автору: "Сейчас мы делаем то же самое".
Объяснять этого не будут.
Подобная информация часто может быть закрытой. Многие проекты разрабатываются под действием договора о неразглашении, поэтому всё держится в секрете.
Порой можно услышать, как авторы говорят: "Я отправил этой студии идею, а через месяц у них выходит похожий фильм".
В данном случае, объективно смотрите на сроки.
Чтобы обвинять в том, что студия вдохновилось чьей-то идеей, — автор должен был отправлять её минимум 1,5 года назад.
Пока идея будет написана, уйдёт в производство, снимется, смонтируется, пока всё будет готово к премьере пройдёт 1,5-2 года. Если вы увидели идею, подобную своей спустя 2 года — ещё можно обижаться и предъявлять претензии. Однако, скорее всего, просто в работе студии уже был аналогичный проект на продвинутых этапах.
· тема может быть опасной.
Такие темы могут быть связаны с религией/национальностями/убеждениями/политикой и пр.
Если идея концепта не зацепила — тут уже ничего не поделаешь. При этом, если одной студии проект не подошел, это не значит, что на нем придется ставить крест. Это значит только то, что он не подошел именно этой студии.
Отправляйте сценарии другим студиям/каналам, попытайтесь переформулировать или сменить жанр/героев и т.п.
Изучите подробнее, каких типов бывают продюсеры и какие функции выполняют >>>
ОДНАКО САМАЯ ЧАСТАЯ ПРИЧИНА ДЛЯ ОТКАЗА, — КОГДА НЕ УБЕДИЛО КАЧЕСТВО ТЕКСТА, ТО ЕСТЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Представьте, что вашу идею отдали "большому" режиссёру: Тарантино, Скорсезе, Спилбергу.
Вы же понимаете, что он реализует идею на очень качественном уровне. Если бы у него родилась ваша идея — наверняка она была бы написана и снята громко, мощно. Премьера подобного проекта стала бы событием, на которое пришло посмотреть большое количество зрителей.
У ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ИДЕИ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ.
Нужно учиться тому уровню реализации, который станет конкурентноспособным, обучаясь, постепенно становясь всё лучше и лучше. Все приходит с опытом.
Конечно, уйдет много времени, пока вы будете расти и пытаться понять: что у вас работает/не работает, как именно это работает; почему работает у других, а у вас нет. Не стоит ожидать, что вы напишете идеально первый же сценарий.
Что-то слишком похожее есть в работе. От этого никто не застрахован. К сожалению, это проблема. Все мы находимся в одном информационном поле и где-то пересекаемся по идеям. Это обычная ситуация, с которой ничего не поделать. Записывайте, свои идеи. Через какое-то время вы сможете их доработать/переписать.
Слишком опасная тема — то же самое, нужно подождать. Через какое-то время, скорее всего, эта тема не будет столь опасной, либо вы сможете посмотреть на нее по-другому. А может быть — тема останется опасной, но появятся новые площадки, которые не побоятся ее затронуть.
Если до того, как появились онлайн-платформы писались очень спорные смелые вещи, всем казалось, они навсегда останутся в столе.
Но потом появились онлайн-платформы.
Их представители стали говорить:
"Что лежит у вас в столе? Что не подошло телеканалам?
ДОСТАВАЙТЕ, ПОКАЗЫВАЙТЕ. МЫ ХОТИМ ЭТО СНИМАТЬ".
И что же? Из столов достали множество проектов, которые, казалось бы, ранее были обречены.
Если у вас уже что-то написано и оформлено, но никому не подходит — пусть полежит и подождёт.
Вполне возможно, позже появится новый человек/организатор конкурса или платформа, которые скажут: "Слушайте, а мы хотим снимать ещё острее и провокационнее. У нас будет самая закрытая площадка, на которой можно зарегистрироваться только по паспорту и справке от психиатра". Не бойтесь расписывать даже странные/необычные идеи, которые вас, может быть, и пугают.
Если у вас появилась история — не оставляйте её где-то в голове, потому что она забудется.
Запишите идею, какой бы странной она ни казалась.
В целом, надо просто писать много разных историй и периодически доводить некоторые из них до готового сценария. Тогда вы становитесь полноценным сценаристом, у которого не одна единственная идея, на которую сделана вся ставка. Тогда вы — мастер, который постепенно производит сценарий за сценарием.
- Итоги:
Что является идеей фильма или сериала?
Это, в первую очередь: главный герой или герои; способ действия (как герой решает проблемы); сеттинг; завязка и цель, к которой стремится главный герой или герои; конфликт (с кем/с чем); антагонисты (те, кто противостоят главному герою); интрига (главный драматический вопрос, ответ на который мы ждём в течение фильма или сериала); арки (положительные, отрицательные, плоские) и о чём эта история, какая тема истории.
Отправлять свою идею студиям/каналам можно уже на этапе сценарной заявки. Полезным бонусом к ней будет презентация. При этом, если вы пишете сериал — не стоит заранее расписывать все серии сезона. Лучше напишите ещё пару пилотов. Это будет намного продуктивнее, и повысит ваши шансы на успех.
Как будет оцениваться идея редакторами и продюсерами?
Продюсеры будут смотреть: нравится/не нравится ли общая концепция, что нового в этой идее, насколько герои узнаваемы и любопытны, как они действуют, насколько это могло бы быть интересно зрителям, а также на уровень реализации проекта.
Если хотите посмотреть, как реализованы идеи в сценариях — мы собрали сценарии интересных российских и зарубежных работ в библиотеке сценариев >>>>, заглядывайте!
Успехов!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь