Голос за кадром
в сценарии
Голос за кадром в сценарии: когда уместен, виды
закадрового голоса и правила использования
Использование закадрового голоса – старый, но актуальный прием, который помогает создать нужную атмосферу, но может стать и основой сценария, на котором базируется все остальное. Голос за кадром может сделать фильм или сериал самым рейтинговым или наоборот, погубить его. Все зависит от уместности и грамотности его использования.
Зачем используют закадровый голос? В кинематографе голос за кадром может выполнять одну из нескольких функций:
1. Создание нужной атмосферы и погружение в контекст. Однажды, в далекой-далекой галактике…
2. Задать настрой. С первых кадров не всегда можно понять настроение истории, и закадровый голос, своим рассказом, подсказывает зрителю тональность фильма. Яркий пример – «Ирония судьбы». Хотя в этой комедии закадровый голос выполняет и первую функцию – погружает в контекст.
3. Сделать историю более глубокой. Закадровый голос позволяет добавить смыслы, объяснить мотивацию поступков персонажей без выхода за временные рамки фильма или серии.
4. Сохранить смысл произведения при экранизации. Это сложная задача, но именно закадровый голос помогает донести до зрителя все то, что хотел автор.
5. Добавить в сценарий юмора и эффектных приемов – как правило, это используется в комедиях. Хотя внезапный закадровый голос в разгар хоррора тоже будет эффектным.
Кто говорит? Виды закадрового голоса
Рассмотрим, каким может быть голос за кадром, точнее, кому он может принадлежать. От этого зависит восприятие рассказа и фильма в целом.
Голос автора или рассказчика
Чтобы погрузить зрителя в историю, обратить внимание на какие-то моменты, сделать выводы или донести определенные мысли, в сценарий включают закадровый голос автора. Или рассказчика. Всезнающего и всевидящего. Его присутствие может быть незначительным, но голос автора может стать невидимым персонажем, комментирующим поступки героев фильма или объясняющим, почему они совершили именно этот поступок. Или высказывающим личное отношение к действиям героев.
Голос персонажа-рассказчика
Достаточно распространенный прием – главный герой истории рассказывает о себе, своих мыслях, отношении к другим героям и так далее. Например, в американской комедии «Уж кто бы говорил» главный герой – ребенок, который комментирует все, что происходит с его мамой. И в данном случае главным в сценарии является именно закадровый голос персонажа.
При этом персонаж может быть и автором истории. Пример – одна из серий сериала «Сверхъестественное», где Чак одновременно и персонаж, и автор, озвучивающий свои мысли.
Мысли персонажей
Закадровый голос помогает зрителю «читать мысли» героя, что улучшает восприятие истории, делает ее более живой и увлекательной. Как и в случае с голосом персонажа, озвучивание мыслей может стать базой сценария.
Ненадежный рассказчик
Тот же самый закадровый голос персонажа, но со своей, субъективной оценкой происходящего. И не всегда верной оценкой. Создается контраст между тем, что видит зритель, и тем, как это воспринимает герой. Примером «ненадежного рассказчика» может стать сериал «Любовники». Варианты использования закадрового голоса разные, но суть одна: персонажи воспринимают и передают историю по-своему, и их восприятие может отличаться от нашего.
Правила использования закадрового голоса
Чтобы голос за кадром дополнял фильм, делал его интереснее, динамичнее, стоит придерживаться таких правил:
1. Не используйте закадровый голос без необходимости. Например, если на нем построен сценарий или с его помощью можно передать больше, при экранизации романа. Или если только с его помощью можно построить нужную атмосферу.
2. Закадровый голос не должен дублировать картинку. Зрителю не нужен спортивный комментатор, иди «Капитан Очевидность».
3. Фильм должен показывать, а не рассказывать. И если сценарий базируется не на закадровом голосе (как в «Чего хотят женщины»), не злоупотребляйте. Чем больше вы покажете, тем лучше. Вспомните эру немого кино – многое можно передать мимикой, жестами.
4. Закадровый голос всегда придает фильму нечто фантастическое, сказочное. Поэтому стоит избегать его в сценариях исторических, документальных. Исключением можно считать «17 мгновений весны», но в данном случае голос за кадром органично вписывается в сюжет, ведь Штирлицу не с кем обсудить свои переживания. А без них фильм был бы неполным.
Оформление закадрового голоса в сценарии
При написании сценария используют сокращение ЗК (за кадром) или ГЗК (голос за кадром). Придерживайтесь таких правил оформления:
1. При использовании голоса автора или рассказчика в сценарии пишут «Автор (ЗК)/Рассказчик (ЗК).
2. Если голос за кадром передает мысли персонажа, пишут его имя, потом его реплику. Если герой в кадре не говорит, и голос за кадром передает его мысли, пишут имя героя (ЗК), затем его реплику. Так можно передать разницу между словами и мыслями персонажа.
3. Если закадровый голос передает мысли героя, пишут его имя и «ЗК».
4. Если закадровый голос озвучивает мысли персонажа, отсутствующего в кадре, пишут, например, «ЗК Ивана Ивановича».
- Резюме
Закадровый голос – прием, позволяющий создать нужную атмосферу, погрузить зрителя в контекст фильма, добавить в него больше смыслов, лучше раскрыть сюжет, придаст больше сказочности и фантастичности картинке. Он может быть дополнением или базой сценария, но использовать голос за кадром нужно только в том случае, если без него нельзя обойтись.
Если хотите посмотреть, как реализованы идеи в сценариях — мы собрали сценарии интересных российских и зарубежных работ в библиотеке сценариев >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь