Чем закончить
сценарий
ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ
СЦЕНАРИЙ
Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях героев или между героем и обстоятельствами.
В трёхактной структуре кульминация — это всё, что происходит в третьем акте. Здесь же происходит развязка и концовка. История заканчивается.
Часто кульминацию называют финальной битвой. Но это вовсе не значит, что в конце герои обязательно должны драться. Наступает пик конфликта, который развивался с самого начала истории.
Например, если в фильме "Один дома" вся история про противостояние мальчика и грабителей, то кульминация — это наиболее острый и самый сильный момент истории, когда главный герой Кевин встретился с ними в своем доме, что называется «лицом к лицу».
Какой должна быть кульминация?
▪Кульминация, концовка и развязка должны логически следовать из первой части повествования. При этом всё, что происходит в концовке всё равно обязано быть неожиданным и увлекательным. А также должно держать напряжение до самой развязки.
▪С одной стороны, концовка должна быть неожиданной, при этом она не может стать чем-то абсолютно невероятным. Допустим, мы смотрим реалистичную комедию — приключения школьных друзей. В кульминации вдруг прилетели инопланетяне, и персонажи начали с ними сражаться. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БУДЕТ НЕОЖИДАННО И УДИВИТЕЛЬНО. Но совсем не соответствует заданному в начале фильма формату. Как только в завязке мы обозначаем главную проблему героя — мы даём зрителю «обещание», что в конце фильма/сериала эта история разрешится.
Например, если мы смотрим одну серию из телесериала "Доктор Хаус", в начале появляется пациент, которому обычные врачи не смогли поставить диагноз. Мы ожидаем, что в течение этой серии доктор Хаус будет работать именно с этим пациентом, распутывая дело по симптомам болезни. В конце серии он либо вылечит пациента, что бывает в 99% случаях, либо не сможет найти ответы.
В фильме "Один дома" в начале мы видим проблему: мальчик остался один дома — в этот дом собираются влезть воры. В кульминации и развязке эта история разрешается, конфликт заканчивается — грабителей «повязали», с мальчиком и со всеми ценностями, которые он защищал всё в порядке.
Та история, которая запустилась в начале фильма в финале разрешилась.
Важно, чтобы мы соблюдали это правило:
РАЗРЕШАЕМ ЗАЯВЛЕННУЮ ПРОБЛЕМУ ДО САМОГО КОНЦА С ТЕМИ ГЕРОЯМИ, КОТОРЫЕ ПОЯВИЛИСЬ В НАЧАЛЕ ИСТОРИИ.
Конечно, отдельные персонажи могут добавиться в середине, но в любом случае, это не должно случиться только в кульминации, уведя повествование в другую сторону. Мы должны удивлять, но в рамках тех правил сеттинга, которые были заданы нами же еще в первом акте.
- О чем нельзя забывать, работая с кульминацией?
Первое и самое основное — это завершить главный конфликт, который случается в завязке.
В фильме "Один дома" мы видим, что мальчик сталкивается с грабителями. Он принимает решение противостоять им — отстояв ценности своего дома и семьи. Грабители пойманы только в финале. Они больше не смогут забираться в дома и ничем не угрожают мальчику. Проблема, которая возникает в самом начале должна быть завершена в развязке.
То же самое касается сериалов. Когда мы рассматриваем все сезоны сериала, как единую линию/историю/сюжет, то та проблема, которая начинается в начале в идеале заканчивается именно в развязке.
ОДНАКО НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНО, БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ.
В этом плане у сериалов нет чёткой стабильности.
Бывают и сериалы, которые состоят из 6/8/10 серий, где история конечна ("Чернобыль", "Ход королевы"). При большом желании можно придумать о чём будет второй и даже третий сезон. Однако эти истории хороши именно тем, что они цельные, и они закончились. Всё, что будет снято дальше, будет скорее не продолжением, а неким ответвлением (приквелы/сиквелы/спин-оффы).
▪Нужно ответить на главный драматический вопрос. Как правило, ответ — это и есть решение конфликта.
В фильме "Один дома" главный драматический вопрос, который возникает, — получится ли мальчику защитить свой дом и не пострадать. У нас нет ответа на этот вопрос в конце второго акта, потому что грабители только забрались в дом, и мы не знаем, чем всё это закончится. Мы получаем ответ на вопрос лишь в развязке.
▪ Нужно закрыть все второстепенные сюжетные линии, если они были.
Встречаются фильмы, где активно шли второстепенные сюжетные линии, а потом про них будто забыли. С точки зрения производства, вероятно, они были сценарно завершены, но на монтаже кому-то показалось, что они не очень-то и нужны (провисает темп и т.п.), поэтому их вырезали. На самом деле, это проблема именно сценария. Если можно так легко убрать развязки второстепенных линий, значит их нужно было срезать ещё на этапе сценария, не доводя до продакшена и съёмок.
Мы должны вести только те второстепенные линии, которые действительно нужны нам в истории, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИЮ.
Другие персонажи/ситуации либо создают проблемы основной линии, либо помогают показать внутреннее состояние героя.
Например, в фильме "Один дома" второстепенными линиями были взаимоотношения с дедушкой-соседом и мать Кевина, которая на протяжении всего фильма пыталась вернуться из Парижа домой. Эти второстепенные сюжетные линии мы не можем выбросить из истории, потому что они — важная часть истории.
Мы наблюдаем, как Кевин защищает свой дом, строит ловушки, сопротивляется, и мы видим, как мать пытается до него добраться. Мы понимаем, что как только у нее получится это сделать — проблема Кевина с грабителями будет решена: она может их спугнуть; они могут побояться залезать в дом, если появится взрослый человек; она может вызвать полицию; она может позвать на помощь соседей. Мы ждём, что она как можно быстрее вернется, чтобы защитить Кевина, но каждый раз у неё возникают проблемы с тем, чтобы попасть домой: нет билетов, нелетная погода, отсутствует транспорт. Сложности возникают на каждом шагу. В итоге, она добирается до сына только тогда, когда история разрешилась.
Второстепенная линия с дедушкой-соседом тоже важна.
В экспозиции братья пугают Кевина историей о том, что их жутковатого вида сосед давным-давно убил всю свою семью, ЧТО ОН ОПАСНЫЙ И ЗЛОЙ. В середине фильма, зайдя в собор на Рождество, Кевин всё-таки решается поговорить с соседом и понимает, что тот — нормальный человек, а еще у него оказывается очень схожие с Кевином проблемы. Он, как и Кевин, хотел бы воссоединиться со своей семьёй, только он находится немного в другой ситуации — каждый год он ходит в церковь, чтобы послушать пение своей родной внучки, с которой не может общаться из-за застарелой ссоры с сыном. Через изменение отношения Кевина к чужому дедушке мы понимаем, что у него ушел внутренний страх. В начале фильма он смотрел на него и пугался. В финале, когда сосед к нему обернулся — Кевин дружелюбно машет ему рукой. Через эту второстепенную линию мы увидели изменения главного героя, ту АРКУ РОСТА, КОТОРУЮ ОН ПРОШЁЛ. Он вырос над собой.
ВАЖНО!
Мы должны не забыть закрыть все второстепенные сюжетные линии, чтобы финал основной истории удачно сложился.
Чем отличается кульминация полнометражного фильма и сериала?
Как правило, в полном метре кульминация занимает четверть истории.
В «спокойных» жанрах кульминация чаще всего укладывается в классические соотношения и формы. В боевиках, экшен-фильмах кульминацию обычно стараются расширить.
Кульминация — это что-то самое насыщенное и яркое; то, что лучше всего будет выглядеть на экране; то, что даст самые вкусные и сильные эмоции. Именно поэтому в экшен-фильмах кульминацию стараются растянуть.
Сценарии телесериалов, как правило, стараются писать по четырёх- либо пятиактной структуре. Количество актов, в данном случае, связано с тем, что на телевидении есть реклама и сценаристу нужно сразу стараться расставлять «рекламные точки»:
часовая серия разбивается примерно четырьмя «рекламными точками», и в итоге получается пять актов, то есть пять частей.
На онлайн-платформах сериал обычно не делится рекламой. На данный момент в России реклама есть только у IVI. Остальные платформы пока работают по платной подписке, а поэтому нет необходимости разрезать серию на определенное количество частей.
В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ СЕРИАЛЕ КУЛЬМИНАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗ РАЗВЯЗКИ.
Горизонтальный сериал — это тот сериал, в котором одна серия плавно перетекает в следующую. Нет какой-то цельности отдельно взятой серии, как в том же "Докторе Хаусе".
"Доктор Хаус" — это вертикальный тип сериала, где в начале каждой серии появляется очередной больной. В течение серии Хаус с командой ставят ему диагноз. В следующей серии будет уже другой больной, новое расследование и поиск его болезни.
СЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗ РАЗВЯЗКИ В ФИНАЛЕ.
Полный метр обычно имеет законченное повествование, хотя бывают и исключения.
Примеры полнометражных фильмов, которые состоят из нескольких новелл:
"Ёлки", фильм "Париж, я люблю тебя", "Черное зеркало", где весь фильм — это набор историй.
Подобный формат — это исключение, но в целом, ПОЛНЫЙ МЕТР ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЦЕЛЬНОЕ И ЗАКОНЧЕННОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ.
В горизонтальном сериале каждая серия может не иметь концовки (развязки) и заканчиваться завязкой следующей серии, следующая серия также будет заканчиваться завязкой новой серии. Так будет происходить до самого финала сезона.
Во всём остальном задачи и функции кульминации фильмов и сериалов схожи.
Что поможет сделать кульминацию ярче:
▪ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ — появляется опасность (человечество на грани гибели, герой проиграет, произойдёт нечто необратимое). В фильме "Армагеддон" астероид летит в сторону Земли. Есть конкретное время, за которое героям нужно успеть его взорвать — это и есть обратный отсчет.
▪ЛОЖНАЯ ПОБЕДА, когда героям кажется, что они победили. Они радуются, вдруг оказывается, что проблема далека от разрешения.
▪ЛОЖНОЕ ПОРАЖЕНИЕ — герои сражаются и проигрывают. Кажется, что это конец, но потом снова появляется возможность сражаться.
▪РАСКРЫТИЕ ИЛИ ОТКРОВЕНИЕ — в кульминации появляется новая информация, как в "Шестом чувстве" или в "Бойцовском клубе", когда всё, что мы видели ранее, обретает новый контекст. Оказывается, речь шла об умершем персонаже/о герое с наркотической зависимостью/с расстройством психики. Происходит раскрытие всего того, что мы видели в начале фильма, то, что переворачивает с ног на голову всю историю.
▪СМЕНА ЖАНРА. Чаще всего, смена жанра происходит в результате ложной победы или ложного поражения, когда кульминация делится пополам. Кажется, что герои победили или проиграли — перед нами будто фильм в совсем другом жанре. Раскрытия или откровения тоже могут сменить жанр.
Допустим, мы смотрим драму. В кульминации оказалось, что все герои — давно мертвы. Становится понятно, что перед нами триллер или хоррор.
Двойная кульминация
Двойная кульминация — это кульминация, которая состоит из двух частей. Она делится пополам из-за ложной победы или ложного поражения, что вынуждает героя вступать в новую финальную битву.
В фильме "Гладиатор" две кульминации:
Первая кульминация — бывший генерал Максимус находится в темнице: он с другими рабами-гладиаторами готовит побег. Кажется, что побег удался, он приходит в условленное место, где находит своего сообщника убитым. Героя окружили. Вроде бы, наступил финал. Однако после этого у героя появляется возможность выйти на арену и сразиться с тираном. Император Коммод не может убить бывшего генерала и всенародного любимца «по-тихому», для него жизненно необходимо победить врага на глазах у всего Рима.
Вторая кульминация — якобы честное сражение смертельно раненного Максимуса с Коммодом на арене Колизея.
Создавая две кульминации, опытные авторы всегда стараются визуально сделать их разными. Кульминации могут быть в разных жанрах либо в разной динамике.
Так, в "Гладиаторе" первая кульминация в стиле экшена. Вторая — драматичная битва на арене в Колизее, где Коммод тайно ранил Максимуса, а затем дрался с ним раненым, как с равноценным противником.
Двойная кульминация чаще встречается в полном метре, в котором, с одной стороны, больше хронометраж, с другой — и ощутимее потребность в яркой, насыщенной финальной битве.
Однако, в сериалах двойную кульминацию тоже можно встретить.
- Развязка
В развязке речь идет уже не про кульминацию, а про ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ КУЛЬМИНАЦИИ, КОГДА ВСЕ КОНФЛИКТЫ ЗАВЕРШЕНЫ:
▪ В развязке мы видим установившийся новый мир и изменившихся героев.
Мы видим Кевина с семьёй. Он больше не хочет, чтобы его семья "испарилась", как он говорил об этом в начале фильма. Мальчик рад видеть своих родителей, сестёр и даже частенько обижающих его братьев. Он изменился, он больше не боится жутковатого соседа. Братья и сёстры удивляются, что Кевин смог сходить в магазин, несколько дней жить один; тому, что еще недавно неорганизованный мальчик сам срубил и поставил в доме елку. Герой стал взрослым, самостоятельным человеком, который понимает, зачем ему нужна семья. Он больше не конфликтует по пустякам.
▪ В развязке мы понимаем смыслы, заложенные в историю, с которой познакомились.
- Типичные ошибки при работе над кульминацией
* Иногда в поисках грандиозного финала сценаристы плюют на героев и всё то, что происходило с ними раньше, искусственно конструируя «невероятную» кульминацию (в стиле прилетающих инопланетян в мелодраме). Да, это грандиозно и возможно даже интересно. Однако подобная развязка не имеет никакого отношения к героям и истории, которую мы наблюдали в завязке.
* Часто авторы не замечают, что главный драматический вопрос и заявленный в завязке конфликт истории закрыт до кульминации. Непонятно зачем нам смотреть продолжение, если дальше и так все понятно?
* Предсказуемый финал. История заканчивается так, как зритель ожидал еще в самом начале фильма.
Если мы заявили конфликт/проблему, которую начинает решать наш главный герой — важно, чтобы он и разрешал её, А НЕ КТО-ТО ПРИШЁЛ «ВДРУГ» И ВСЁ РЕШИЛ ЗА ГЕРОЯ.
Например, мы смотрим фильм про мальчика Кевина, в котором он знает о том, что в его дом собираются пробраться грабители.
В момент вторжения в доме внезапно появляется соседский дедушка и в течение 20 минут самостоятельно им противостоит: отбивается лопатой/убегает/они его догоняют. Всю кульминацию мы бы наблюдали за тем, как сосед воюет с грабителями.
Однако, нам важно было увидеть кульминацию именно с Кевином — нашим героем.
Подобная ошибка является распространенной у начинающих авторов: герой позвал на помощь другого персонажа. Или какой-то персонаж вдруг «пришёл на помощь» и сам сражается в финале. Важно, чтобы главный герой сам доводил историю до конца. Ведь это его история.
* Иногда герой побеждает в результате случайности. К примеру, герою грозит опасность. В финале на голову антагонисту падает кирпич. Такая победа будет вызывать недоумение. Конечно, проблема решилась, мы рады за главного героя, но такая развязка не станет гармоничным окончанием истории.
Герой побеждает самостоятельно, а не случайно или чужими руками.
Если вы берётесь рассказать историю героя — важно, чтобы он либо победил, либо проиграл. Еще более важно, чтобы это было РЕЗУЛЬТАТОМ ЕГО ДЕЙСТВИЙ.
Хотите написать сценарий собственного фильма или пилот сериала, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь