Завязка в сценарии.
Как начать сюжет
фильма
и сериала
Завязка в сценарии. Как начать сюжет фильма и сериала
Сегодня мы поговорим о том:
— Что такое завязка
— Где, когда и как она может находиться в сценарии
— Как её распознать и как она может быть реализована в зависимости от формата (полный метр или сериал)
Что такое завязка в сценарии?
- Завязка — это начало сюжета, то есть завязка конфликта/конфликтов. В англоязычной терминологии это провоцирующий (подстрекающий) инцидент. Чаще всего, основной конфликт завязывается именно в завязке. Дальше герой уже начинает действовать.
Завязка — это один из тех терминов, который остался русскоязычным, а не заимствованным из других языков, как часто бывает в киносреде. В русскоязычной индустрии фраза "провоцирующий инцидент" используется реже. Завязка — это то, что нарушает привычный или запланированный ход жизни героя, конфликт по силе и сложности, с которым герой раньше не сталкивался. Тот конфликт, который заставляет героя действовать.
Как правило, в начале авторы показывают нам экспозицию (обычную жизнь героя). Например, в фильме "Один дома" мы видим семью, которая собирается на Рождественские каникулы в Париж. Завязкой, в данном случае, будет являться то, что семилетнего мальчика Кевина "забывают" дома.
В сериале "Во все тяжкие" мы тоже видим повседневную жизнь Уолтера Уайта: дом, семья, работа в школе, подработка на заправке. Завязка — это то, что он теряет сознание, оказывается в больнице и ему ставят смертельный диагноз.
В фильме "Не смотрите наверх" мы видим обсерваторию, где студенты занимаются наблюдениями за космическими объектами. Происходит обнаружение астероида. После соответствующих расчетов становится понятно, что этот астероид столкнется с Землей. Это завязка. Дальше начинается действие.
- Какие завязки могут быть в сценарии?
Завязки, зачастую, вырастают из внешнего или внутреннего конфликта.
· Внешний конфликт — им может стать случайность или событие, которое произошло из-за сил природы и т.п.
· Внутренний конфликт — когда у героя есть некая внутренняя потребность или герой в чём-то нуждается. Такие истории встречаются гораздо реже и, чаще всего, подобные истории построены на характерах.
- Как выстраивается завязка фильма или сериала?
Классический подход — после экспозиции. Так строятся 95% тех историй, которые мы видим на экране, и которые становятся заметными.
Быстрая завязка может быть в первой сцене с отложенной экспозицией.
В телевизионных сериалах лучше, если завязка происходит как можно быстрее — ведь это отличный инструмент для вовлечения зрителя в происходящее на экране. Если зрителя можно вовлечь другими способами (интересной экспозицией, необычными действиями персонажа), то завязка может быть дана и позже. В полнометражных фильмах всё не так критично. Пока считается, что завязка в полном метре необязательно должна даваться слишком быстро. Хотя в фильме "Не смотрите наверх" завязка происходит в первой же сцене. Это связано с тем, что фильм изначально создавался под онлайн-платформы.
В целом, создатели онлайн-платформ — это люди, которые много наблюдают за тем, как и в какие проекты люди вовлекаются, просмотр каких фильмов прекращают, переключают и выключают. В полном метре, завязка часто происходит через 10-15 минут после начала фильма. А до этого времени зритель наблюдает за экспозицией.
В сериале "Во все тяжкие" завязка тоже происходит после экспозиции. После того, как мы увидели утро героя: у него дома, на работе, на уроке химии. Правда, сначала нам показали еще и флешфорвард, в котором тот же мистер Уайт несётся в машине в противогазе без штанов, а в этой машине лежат чьи-то тела. Далее он записывает видеообращение к своей семье. На фоне мы слышим сирены, и только потом нам показывают обыденное утро этого персонажа. Флешфорвард, в данном случае — это не завязка, а часть кульминации, третьего акта. Само начало истории — это утро героя. Кульминация была искусственно передвинута в начало сериала для того, чтобы увлечь зрителя ярким действием. На контрасте увиденного в первой сцене и в сцене, где герой — это обычный человек, — зритель начинает думать, как вообще этот затюканный жизнью герой дошёл до той ситуации? Был подвешен вопрос, задана интрига.
Стоит иметь в виду, что флешфорварды, как и флешбеки никоим образом не влияют структуру.
У истории всё равно есть основа (фабула) — то, что происходило. Когда же в сценарии начинаются хронологические передвижки определенных событий, когда мы видим что-то раньше, а что-то позже — это является сюжетом.
ФАБУЛА — ТО, ЧТО ПРОИСХОДИЛО. СЮЖЕТ — ТО, В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЫ РАССКАЗАЛИ ЭТО ЗРИТЕЛЮ.
Быстрая завязка обычно происходит в вертикальных сериалах, когда каждая новая серия — это еще и новая самостоятельная история. Если мы говорим про эпизод сериала внутри сезона, то завязка часто будет происходить в первой же сцене.
В экспозиции мы должны заявить: героя, место действия, время, правила сеттинга. Но поскольку это сериал — мы уже заявили всё это в предыдущих сериях. Мы знаем мир и героев, поэтому в начале промежуточных серий сезона обычно происходит завязка следующей истории. В течение одной серии, как правило, эта история развивается и заканчивается.
Если говорить о сериале в целом, то завязка может находиться в самом конце пилотной серии.
Например, в сериале "Жена олигарха" первая завязка заключается в том, что мужа героини арестовывают, у него возникают финансовые проблемы. Героине принадлежит завод по производству сапог. К концу первой серии она понимает, что теперь именно она будет заниматься заводом. Ведь это единственное, что у неё осталось. Эта история не про то, что героиня пытается решить проблему с мужем и его долгами. Акцент смещен на действия героини. В сериалах достаточно часто в начале происходит некий провоцирующий инцидент, и лишь потом мы видим завязку.
В НЕЛИНЕЙНЫХ ИСТОРИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ ДВЕ ЗАВЯЗКИ:
ОДНА В ФАБУЛЕ, ДРУГАЯ — В СЮЖЕТЕ.
В фильме "Джентльмены" есть основная история, в которой герой Мэттью Макконахи —Майкл (Микки) Пирсон решает продать собственные плантации конопли, выйти из дел, которыми он занимался; получить деньги и завести детей со своей женой Розалиндой. В оригинале завязка начинается с этого — с внутренней потребности героя освободиться от «грязных» дел. Герой предлагает продать конопляное производство американскому миллиардеру еврейского происхождения Мэттью Бергеру за 400 млн фунтов стерлингов. Для того чтобы сбить цену плантации, конкурент подсылает боксёров, которые её разносят. Это фабула — история в той хронологии, как она происходила. А в сюжете, за которым мы наблюдаем как зрители, история начиналась с другого. История начиналась с флешфорварда, где в Микки Пирсона выстрелили сзади. Мы не знаем: убили или не убили главного героя? С первой сцены авторами была задана интрига.
В каком случае может не быть завязки?
В вертикальном сериале может не быть завязки всего сериала. Нередки истории, где мы просто врываемся в будни героя/героев.
Это может быть очередной день семьи/друзей/коллег/следователей/врачей:
· В детективном сериале это будет новое расследование: мы видим следователей — у них начался рабочий день, и они отправляются на задание. В следующей серии будет очередное расследование, никак не связанное с предыдущим.
· В российской индустрии медицинская драма — не такое частое явление. А вот в американской индустрии она, наравне с детективными процедуралами, — очень популярна. Постоянно появляются новые медицинские истории. У нас пока их не так много.
· В комедийном сериале "Офис" мы видим историю будничного дня компании. Конечно, там есть нюанс — вроде как в этот день к ним приходит съёмочная группа. Но съёмочная группа абсолютно никак не влияет на то, что происходит в офисе, она не запускает никакую цепочку событий, а делает из офиса и героев что-то вроде реалити-шоу. Из серии в серию мы наблюдаем за ними. Нет какой-то горизонтальной истории, которая идёт, и мы следим, чем она закончится. Из серии в серию мы видим новую ситуацию, новые обстоятельства, которые герои решают в этой же серии.
Это тот пример, когда у истории нет завязки, в целом.
Что делать, если в истории несколько сюжетных линий?
В первую очередь нужно определиться с тем, КАКАЯ ЛИНИЯ ГЛАВНАЯ.
Как правило, несколько линий встречаются в сериалах. Однако, бывают и фильмы, где переплетаются несколько сюжетных линий. Есть истории, где линии не всегда идут одновременно в хронологическом плане. Они могут происходить даже в параллельных мирах.
Если мы берём классическую историю без каких-то особенностей по структуре, когда нет большой разницы между фабулой и сюжетом — стоит выделить главную линию, обозначив: кто главный герой, какая главная проблема у героя, и начинать с неё, концентрируясь опять же на главном герое. Завязки второстепенных линий, как правило, происходят после того, как главный герой начал решать проблему, которая произошла в самом начале.
Допустим, мы увидели экспозицию. Если это не очередная промежуточная серия в сезоне — увидели завязку и то, каким способом герой собирается решать возникшую проблему. Уже после этого можно заложить завязку второстепенной линии. Но это не догма. Внутри сезона отдельные серии вполне могут начинаться со второстепенной линии.
Например, завязка второстепенной линии происходит ночью: два персонажа лежат в постели, и один говорит другому, что он срочно хочет отправиться в путешествие. Задача второстепенного героя — найти деньги на путешествие. А главная линия вообще будет про другого персонажа либо про этого же, но у него появится глобальная проблема, никак не связанная (либо косвенно связанная) со второстепенной линией. Может быть ему сказали, что на его место собираются взять коллегу, который его подсиживает. Параллельно он будет решать вопрос с поиском путёвки. То есть, в данном случае хронологически второстепенная линия началась раньше, потому что чисто логически это произошло ночью.
Не обязательно сначала должна идти главная линия, а потом начинаться второстепенная. В большинстве случаев бывает именно так. Но всегда возможны исключения. В данном вопросе нет никаких рамок, никаких правильно/неправильно. Если вы можете логически объяснить, почему ваша второстепенная линия началась раньше главной — вполне можно так делать в сценарии, ничего не опасаясь.
Типичные ошибки при создании завязок:
- Отсутствие завязки — персонажи живут своей жизнью и не действуют в течение продолжительного времени. Герои фильма/сериала должны быть очень интересными и действовать интересно. Мы должны вовлекаться в происходящее на экране этими действиями с самых первых сцен. Если долго нет завязки — это всегда порождает вопрос: зачем нам смотреть именно этот фильм/сериал? Если за этим любопытно наблюдать, то да. Если мы просто видим будничную жизнь героев, будет возникать вопрос: "И что? В чём интрига?".
Очень долгая экспозиция или смещение завязки чуть ли не до середины сценария. Мы долго ждём, когда на экране что-то начнёт происходить. Потом вдруг начинается действие. Если это фильм, мы потратили час на то, чтобы вникнуть в экспозицию. А нужно ли было нам получать столько информации про героев? Действительно ли эта завязка не могла произойти гораздо раньше? Если история долго не начинается — это должно быть оправдано.
- Завязка, которая не является чем-то неотвратимым, где герой легко может отказаться. Здесь завязка вроде бы происходит, но герой уже решал подобную проблему. Особенно это касается полного метра. Допустим, герой полицейский и перед ним оказалось очередное дело, какие он видит ежедневно. У зрителя будет возникать резонный вопрос: "Ну и что? В чем сложность?".
Формат вертикального сериала наоборот предполагает, что мы можем наблюдать хоть 100, хоть 200 однотипных дел. Этот формат живет потому, что зрителям может нравиться наблюдать за ярким, необычным героем. При этом каждый раз в новой серии сценаристы добавляют какую-то особенность в дело/способ действий/обстоятельства и т.п.
Если это полный метр, а история сама по себе не является событием, не вынуждает героя действовать особенным способом на грани своих возможностей — автор рискует стать скучным для зрителя.
Часто в боевиках главные герои — это подготовленные люди (сотрудники спец. служб, полицейские или бывшие военные), которые делают что-то обыденное и знакомое для себя. Им наверняка ранее уже приходилось и стрелять, и убегать. Но в фильме им противостоит, к примеру, огромное количество злодеев. Или задача, которую необходимо решить необычайно сложна. В "Крепком орешке" герой Брюса Уиллиса один противостоит группе террористов, которые захватили заложников. Плюс одна из заложниц — его жена. В целом, раньше он безусловно сталкивался с преступниками. Но не возникало ситуаций, когда безоружные люди оказались бы заперты в небоскрёбе вместе с группой вооруженных криминалити. Герою нужно в одиночку попытаться предотвратить то, что задумали террористы.
- Итоги:
Завязка — это начало сюжета, завязка конфликта или конфликтов.
Завязка — это либо внешний конфликт, когда что-то происходит, либо внутренний конфликт, когда герой в чём-то нуждается. У него есть какая-то потребность, поэтому он и начинает действовать.
В пилотной серии завязка сериала может быть в начале/финале/середине серии.
В нелинейной истории будет две завязки — одна в фабуле всей истории, которая произошла. Вторая завязка — в сюжете (то, как мы рассказываем эту историю зрителям).
Хотите написать пилот собственного сериала, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь