Как писать смешно
Комедия – вид драмы и один из старейших жанров в кино, который происходит от классической комедии в театре.
Аудитория комедийных фильмов
Юмор – явление не универсальное; не существует одинаково смешных шуток для представителей разных аудиторий. Понятие смешного или комического ограничено культурными нормами, социальными кругами, мировоззрением, ценностями, интересами.
Возьмем в качестве примера российскую комедию «О чем говорят мужчины». Она рассчитана на интеллигентную, зрелую аудиторию.
Для более простого комедийного стиля выбирают другие темы, волнующие других зрителей. К примеру, представим аудиторию российского сериала «Реальные пацаны». Она отличается от зрителей фильма «О чём говорят мужчины» по возрасту, жизненным взглядам, увлечениям. И у этих двух групп будут считаться смешными разные сцены. Однако будут шутки, которые рассмешат представителей обеих аудиторий. Редко, но будут. Данное явление мы замечаем на голливудских комедиях – наибольший отклик находят фильмы, понятные и близкие большому количеству людей.
Шутки и их восприятие зрителями также зависят от страны проживания. В Америке в 1990-х годах преуспели эксцентричные персонажи, которых играли известные актеры – Джим Керри, Адам Сэндлер, Майк Майерс. В тот период появились всем знакомые американские кинокомедии:
«День сурка»;
«Тупой и еще тупее»;
«Мистер Бин» (с Роуэном Аткинсоном в главной роли).
Теперь поговорим о тенденциях американских комедий 2000-х годов: в них господствовал вульгарный и непристойный юмор. Он понятен широкой аудитории по всему миру и позволяет достичь популярности в глобальном масштабе. Примеры таких фильмов:
«Американский пирог»;
«Мальчишник в Вегасе».
Если же брать за основу современную французскую комедию, то она в основном ориентируется на зрелую аудиторию. Персонажи в ней значительно старше, что обусловлено культурными традициями. Классика жанра включает кинокомедии «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом в главной роли, «Высокий блондин в чёрном ботинке» с Пьером Ришаром, «Невезучие» с участием Жерара Депардьё.
Есть и советские комедийные фильмы, которые стали одними из лучших образцов комедийного жанра в мировом кинематографе. Большую часть из них можно увидеть по ТВ в новогодние праздники.
В свою очередь, современное российское кино ориентировано на молодую и более зрелую аудиторию, которым интересны фильмы сложной тематики. Телевидение также ведёт каналы для разной аудитории с различным пониманием смешного.
Стиль некоторых шуток может пересекаться, но такие каналы, как ТНТ и СТС не взаимозаменяемы. Все зависит от конкретного проекта и канала. Не существует универсальных критериев и шаблонов для распределения юмора между категориями зрителей – все это довольно субъективно.
Актуальность комедии
Важно учитывать, что со временем юмор склонен терять свою актуальность. Все меняется, и многие ситуации, уместные в определённый момент, могут стать даже запрещенными в будущем. Наблюдаются случаи, когда с онлайн-платформ снимаются проекты по разным причинам. Так что не стоит переусердствовать в погоне за актуальностью. Также учтем, что фильм или сериал создается минимум год, включая:
→время на написание сценария;
→подготовку;
→съёмки;
→монтаж.
Поэтому попытка создания сиюминутно актуальной шутки может потерпеть неудачу: шутка устареет и через год станет неинтересной. Например, фильм про пандемию, вышедший через несколько лет после её окончания, уже не будет так востребован у аудитории.
Больше советов в Энциклопедии начинающего сценариста >>>>>
построение сюжета
Для построения сюжета комедийного фильма используют следующие основные методы.
1. Герой в необычной ситуации
Суть: герой оказывается в необычной, незнакомой ситуации.
Герой в необычной ситуации – чаще всего комедия положений. Необычные ситуации происходят с персонажем с узнаваемым архетипом из нашей жизни.
Примеры:
→Во французской комедийной драме «1+1» главный герой становится помощником богатого аристократа, который в результате несчастного случая оказывается в инвалидном кресле. Он никогда не был в такой ситуации. Это не совсем обычный образ для российской реальности, но более-менее узнаваемый для французского зрителя.
2. Необычный герой в обычной ситуации
Суть: Реальность, в которую попадает необычный персонаж.
Чаще всего комедия характеров, которая может быть совмещена с комедией положений.
Пример:
→В российском телесериале «Физрук» главный герой – учитель физкультуры в школе. Фома предстает перед нами необычным персонажем, бандитом из 90-х.
3. Необычный герой в необычной ситуации
Примеры:
→Часто встречаются условные персонажи в стиле «Мистера Бина» и «Голого пистолета». Герои могут оказаться на космическом корабле, на далекой планете, в загробном мире и пр.
Виды комедии
По принципу построения сюжета различают комедию положений и комедию характеров, которые устроены по-разному.
→Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – классический вид комедии, где источником юмора служат события.
Герои такого фильма попадают в курьезные ситуации.
Есть условные комические персонажи, такие как Трус, Балбес и Бывалый, а есть Семён Семёнович – обычный советский человек, у которого нет внутренних конфликтов, противоречий, которые его беспокоят и двигают им.
→Комедия характеров – играет за счет раскрытия характера героя.
Одна из частых ошибок, когда автор заставляет делать персонажа что-то смешное (по своему мнению), но совершенно не характерное для конкретного архетипа. Поскольку нет работающей конструкции, сюжет сразу же перестаёт работать и рассыпается.
Подтипы комедии
Комедийные фильмы имеют множество различных стилей, подтипов в зависимости от характера сюжета. К ним относятся:
→скетч;
→пародия;
→черная комедия;
→романтическая комедия;
→музыкальная комедия.
Также известны гибридные поджанры, такие как научно-фантастическая комедия, комедия вестерн, комедия ужасов, комедия фэнтези, комедийный боевик, криминальная комедия, приключенческая комедия.
Инструменты комедии используют, как в кино, так и в анимации.
Пример: короткометражный мультфильм Piper (Песочник) от Disney и Pixar про птичку, которая боялась зайти в воду и всё время убегала от неё. Когда она всё-таки осмелилась нырнуть, то увидела огромный и красивый мир. То, чего мы боимся больше всего, часто оказывается чем-то очень интересным и увлекательным. В этом есть ирония, контекст, который приятно найти в хорошей комедии.
Ничего не бойтесь, ныряйте! Вдруг вам понравится? :-)
п.с.: окунуться в сценарное мастерство проще всего с нашим базовым курсом, описание курса и отзывы по ссылке>>>
Команда киношколы Снегири,
Верим в ваш талант больше, чем вы сами!
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь