Сюжетный поворот
в фильме
или сериале
Сюжетный поворот в фильме
или сериале
Сюжетный поворот — это происшествие, изменяющее ситуацию в фильме или сериале с точки зрения героя и/или зрителя. Та точка в истории, которая меняет наше восприятие того, что происходит на экране.
Какими бывают повороты?
Невозможно перечислить все варианты сюжетного поворота. Их много, мы расскажем о наиболее популярных и сильных среди них:
Один из частых приёмов — это раскрытие героя либо группы героев, когда оказывается, что они совсем не те, кем казались.
Надо всегда различать: перед нами поворот для героя или для зрителя?
Герой мог знать, кем он является, однако для зрителя поворот станет новостью. Бывает наоборот — мы знаем что-то, что ждёт героя, а герой этого ещё не знает. Поэтому очень важно не допустить слияния со зрителем, чтобы не смешивать в кучу и героя, и зрительское восприятие. Когда вы работаете над поворотами, вы должны хорошо понимать, для кого этот поворот.
Смена мотивации героя — это информационный поворот, когда герой что-то узнаёт либо становится участником неких событий. До этого поворота он действовал "потому, что…". Тут можно назвать любую причину/мотивацию. Дальше, после поворота, его мотивация меняется. Может быть его цель скорректируется и обобщится. Когда цель меняется в следствии получения новой информации, то история может пойти по-другому пути, и это вполне нормально.
Например, в сериале "Во все тяжкие" Уолтер Уайт сначала просто пытался оставить деньги, потом его мотивация изменилась после того, как он почувствовал вкус "своего величия". Его гордость разыгралась. Казалось бы, он уже собрал необходимую сумму денег, и даже намного больше, чем может потратить его семья, но при этом он не остановился. Теперь ему стало важно создать большую империю. Смена мотивации — это очень сильный поворотной пункт.
Неожиданное убийство. Это классика. В "Игре престолов" этот приём используется на максимуме, потому что убиваются не только второстепенные герои, не только те герои, которые казались второстепенными, но и те герои, которые являлись главными. Также автор мог сразу убить много героев, которые тоже выглядели, как группа очень важных персонажей в истории. Этот приём называется "Никто не в безопасности". Важно понимать, что даже не само убийство, а вероятность какого-то убийства, — это уже сам по себе поворот.
Ложная победа либо ложное поражение. Сюда также можно отнести ложную смерть либо ложное спасение— всё это тоже сюжетный поворот. Нам кажется, что герои победили, но вдруг что-то происходит — и все становится с ног на голову.
Следующий поворот, который часто выглядит не очень круто, — мы видим сцену или череду событий, и все они оказываются сном, фантазией. Этот прием надо применять очень аккуратно.
Очень избитый шаблон — когда герой просыпается в первой же сцене. Для использования шаблонных приемов у автора должно быть очень серьёзное оправдание.
Например, когда в "Сумерках"всё дошло до финальной битвы, битва свершилась… а потом оказалось, что зрителю показали лишь вариант развития событий, который потом не произошел в реальности. Там, где этого совсем не ожидают, где это действительно оправдано, где это может шокировать, где это подведено, как вариант развития событий, как в "Сумерках", — это на грани, но допустимо.
Менее популярный поворот, когда человек не знал, кто он на самом деле. В "Матрице"Нео узнавал, кем он является. Необязательно это должно быть что-то эпичное: кто-то может оказаться чьим-то родственником, сыном или, наоборот, не родственником.
По ходу истории поворотов может быть много. Некоторые из них будут чуть сильнее, какие-то чуть слабее в плане неожиданности и событийности. Важно, чтобы сюжетный поворот был не очень ожидаем.
- Какие бывают обязательные поворотные пункты?
Обязательные поворотные пункты — это те пункты, которые привязаны к основной структуре фильма, серии сериала, короткометражки либо серии веб-сериала. В принципе, общая структура везде одинакова, если это не экспериментальное либо авторское кино.
Всегда есть завязка, в которой происходит то, что и запускает историю.
Есть первый поворотный пункт, в котором герой понимает, что он принимает этот бой, он придумал, как он будет действовать — это начало действия героя. Центральный поворотный пункт — это разворот в середине истории. Это самый сильный поворотный пункт, но, опять же, бывает, что самым сильным является финальный поворотный пункт.
Например, в развязке "Шестого чувства"выясняется, что мальчик является призраком. В "Сумерках" оказывается, что этой финальной битвы не было и так далее.
Очень важно не слишком концентрироваться на структуре и поворотных пунктах. Самое главное — как эту историю проходит главный герой.Если нам с ним интересно по ходу истории — не нужно выверять структуру по миллиметрам. Структура, конечно, должна быть. Тем не менее, если мы берём структуру и главного героя, проходим историю его глазами, важно понимать, с чем он сталкивается, какие решения он принимает, какие эмоции испытывает, на какой правде он настаивает. В плане вовлечения зрителя в историю это важнее, чем правильно выверить структуру или высчитать количество необходимых поворотных пунктов.
Сколько должно быть поворотных пунктов?
Количество поворотных пунктов зависит, во-первых, от того, в каком жанре вы находитесь. Например, жанр боевикне подразумевает слишком много психологизма. Согласитесь, на боевик зритель приходит с целью немножко взбодриться, получить адреналин и так далее.
Когда человек приходит на мелодраму,он хочет получить совсем другие эмоции. Он хочет посопереживать героям, включиться в эту историю и желать, чтобы всё в конце концов случилось. Подобная история, конечно же, не подразумевает такого же количества поворотных пунктов, которые нужны в боевике.
В драметоже важно, чтобы зритель получал именно те эмоции, которые он ждёт от драмы. Важно раскачивать эмоциональный фон зрителя, поэтому нужно чтобы темп всё время менялся.
Исходите из того, какой у вас жанр, в каком темпе и в каком количестве поворотов он обычно проходит. При этом сейчас наметился тренд на смешение жанров.Поэтому стоит обратить внимание на количество сюжетных поворотов, которые есть в тех примерах, которые являются для вас референсами.
Как выстаиваются сюжетные повороты?
Сюжетный поворот может быть значительным, как центральный поворотный пункт либо мидпоинт, развязка и т.п. А может быть сюжетный поворот, который является "винтиком", без которого сама история не будет дальше двигаться, не будет развиваться, но без него история не будет двигаться. При этом он не шокирует, не обескураживает, кардинально не меняет ход истории. Они-то и составляют бо́льшую часть истории.
Что не нужно делать и что нужно делать, чтобы даже самые яркие сюжетные повороты сработали?
1. Первое и самое главное — сюжетный поворот, особенно очень неожиданный, ломающий всё, не должен быть сам по себе, просто ради того, чтобы просто произошло что-то неожиданное.
2. Даже неожиданный сюжетный поворот всё-таки должен быть подготовлен.
Помните, в "Игре престолов", авторы частенько могли неожиданно убить главного героя? Когда это всё произошло в первый раз — это действительно неожиданно, но мы пока и не знаем, что можно ожидать в пилотной серии. Конечно же, поначалу это нас шокирует, как зрителя, но при этом дальше мы понимаем, что для конкретной истории это нормально. Мы понимаем, что в этом мире так уже происходило раньше, поэтому мы не удивляемся, как инопланетянам в мелодраме. Поэтому для нас эти убийства — неожиданность, но при этом мы не чувствуем себя идиотами, то есть нас никто не обманывает. Авторы нас не шокируют лишь для того, чтобы шокировать.
Когда оказалось, что финальной битвы в "Сумерках" на самом деле не было, мы уже знали, что Элис Каллен периодически видит будущее. Соответственно, если бы это выяснилось только в момент битвы, — тогда бы это было "облапошивание" зрителя. Как говорят, это всё было бы пришито белыми нитками. Поэтому, если у вас задуман какой-то важный поворот, который всё переворачивает с ног на голову — зрители должны быть подготовлены к нему какими-то предшествующими фрагментами. В самом повороте не может оказаться, что на протяжении всей истории герой был обычным детективом, и вдруг оказалось, что он умеет взбираться по стенам, как Спайдермен.
Как сделать так, чтобы повороты работали?
Когда вы работаете над сюжетными поворотами, вы должны понимать, что важно оценивать вашу историю глазами зрителя, потому что в какой-то мере мы играем со зрителем, в кто кого предскажет. Конечно же, зрителю интересно соревноваться с сильным соперником, а не с тем, у которого все ходы понятны на 5 шагов вперёд.В такой истории зритель начинает скучать. Он почувствует своё превосходство над автором. Если же автор начинает запутывать, но при этом играет честно, то есть закладывает всё то, что потом сработает поворотном пункте, особенно в значительном, то зрителю с таким автором интересно. Предсказать его тоже становится определённым соревнованием. А в какой-то момент, когда зритель понимает, что он не в состоянии опережать автора, он может просто сдаться и плыть по течению, включившись в историю и перейдя в режим полного подсматривая, и получая удовольствие.
Помните, снисходительное отношение касаемое российских фильмов/сериалов? Когда речь идёт о просмотре американского/британского сериала, у русского зрителя изначально нет такого предвзятого отношения, поэтому зритель быстрее расслабляется. Чтобы русскоязычному автору же вовлечь зрителя в свою историю, нужно постараться, поиграть со зрителем и честно его обыграть. Тогда дальше будет чуть-чуть проще, но не легко. Мы играем, честно готовим и закладываем всё, что нужно для сюжетного поворота, но при этом пытаемся сделать так, чтобы всё это сработало неожиданно.
- Теперь давайте поговорим про усилители и о том, что ещё важно не упустить?
Когда вы хотите шокировать или удивить всех очень сильным поворотом, важно, чтобы этот поворот не обесценивал всё, что было до него.
Важно понимать, что каждый поворот — это движение истории вперёд, но не её обнуление. Обнуление внутри истории — это не очень хорошо.
Не повторяйте сюжетные повороты, которые уже были в этой истории. Мы не должны ходить по кругу. Если зритель уже увидел какой-то сюжетный поворот и снова видит похожий — ему неинтересно.
Важно, чтобы поворот произошёл не сам по себе. Важно проходить историю глазами зрителя. Попробуйте распечатывать, а потом читать свою историю. Ведь, если вы всё время "живёте" со своей историей, она у вас в ноутбуке/компьютере, где вы её набираете, то распечатав ее на бумаге и прочитать — получится увидеть её глазами зрителя. Пройти по своей истории и посмотреть, что с ней так, а что не так; где она вовлекает, а где есть какие-то тёмные пятна. То, как меняется история, то, что последует после этого поворота, очень часто важнее, чем сам поворот. Поэтому думайте не только о самом повороте, но и о последствиях: что будет после, куда всё это будет двигать.
Ещё рекомендация, которая может помочь усилить сюжетный поворот — смена эмоции (был оптимизм — стал пессимизм, был пессимизм – стал оптимизм). Речь может не идти об абсолютной полярности, просто может появиться другая эмоция. Например, герой был просто подавлен, а затем стал зол.
Типичные ошибки при создании поворотов:
Важно не концентрироваться на поворотах. Важно концентрироваться на герое, на эмоции, которая у вас на данный момент истории, и следить за состоянием героя и зрителя, то есть пытаться проживать всё это глазами зрителя.
Подготовленность. Автор часто не готовит поворот, а думает лишь о том, как бы шокировать зрителя, сделав что-то неожиданное. В итоге это ни к чему не приводит — событие произошло как бы само по себе, в отрыве от происходящего. Это, конечно, не может вызвать никаких эмоций у зрителя.
·Важно, чтобы эти повороты были не то, чтобы в рамках жанра. Если же они выходят за рамки жанра — мы должны понимать почему.
Ещё одна из ошибок — это когда сюжетных поворотов в истории долго нет и автор слишком увлёкся героем. Часто это происходит в самом начале истории. Автор слишком увлёкся экспозицией и хочет пересказать всё о главном герое, всё-всё-всё, что он придумал. Не зря же сценарист собирал столько материалов, написал такой большой файл о своём герое, заполнил всякие анкеты про него. Как же всё это просто выбросить и не показать зрителю? Поэтому автор показывает всё, что придумано, чтобы всё было максимально реалистично и так далее. Поэтому, если есть какие-то черты, события, которые не влияют на мотивацию, никак не работают — их можно смело убирать. Конечно же, детали действительно придают сценарию жизни, но нельзя пытаться поделиться абсолютно всем, что вы знаете о своих героях, о своей истории, о мире, о котором вы рассказываете. В любом случае автор будет знать больше, чем получится внести в сценарий.
Очень частая ошибка — это слишком сильное перенаселение мира. Опять же, можно привести примеры: "Игра престолов", "Мир дикого запада", где очень много героев, и это не работает в ущерб истории. С другой стороны, это развязывает руки авторам, и героев можно убивать в большом количестве. Тем не менее всё это исключения. Часто то, что можно Тарантино, нельзя начинающему автору.
С точки зрения целесообразности для истории, нужно подходить ко всему: к количеству информации, к величине экспозиции, к количеству главных героев и так далее. Истории очень сложно долго существовать без сюжетных поворотов, потому что тогда будет возникать ощущение, что в ней ничего не происходит. Как бы хорошо ни были продуманы детали, если нет работающей ситуации, если нет конфликта и действий героев, то с таким же успехом бесконечно долго можно смотреть в окна. Может повезёт, если что-то произойдёт, а может не повезёт. Если фильм вызывает примерно такие ощущение, то у фильма и его авторов точно есть какие-то проблемы.
Что нужно делать? Как надо генерировать эти варианты?
Давайте пойдём по техникам для того, чтобы у вас были хоть какие-то дополнительные инструменты:
На самом деле, всё достаточно просто. Если вы ставите себе задачу "Я хочу продумать и найти вариант неожиданного сюжетного поворота", то тогда они не то, чтобы гарантированно появятся, но, по крайней мере, повысится вероятность того, что это произойдёт. Самое сложное — это найти один идеальный вариант. Если у вас затык, если вы хотите найти один вариант, который точно будет талантливым — очень высока вероятность, что с этим у вас будет проблема. Когда вы ищите тот самый вариант— вы наверняка будете находить кучу причин, почему это не он. Чем чаще вы будете находить какой-то вариант решения и говорить себе "нет, это что-то не то", тем сильнее вы будете загоняться: "У меня не получается придумать. У меня затык. У меня творческий кризис". Просто не надо ставить себе задачу придумать один стопроцентный гениальный сюжетный поворот.
Попробуйте использовать простую технику «Список»:
Вы говорите: "Я сейчас придумаю 10, может быть, 20 вариантов неожиданного сюжетного поворота, и просто запишу их списком".
Когда вы пишете списком, вы уже не предъявляете повышенных требований к себе и к своим вариантам, не отвергаете то, что можно будет докрутить, додумать и так далее. Как часто говорят мастера сценарного мастерства — сценарий не пишется, а переписывается. Ваш первый вариант, первый драфт сценария/поэпизодника/синопсиса и так далее не обязан быть похож на те фильмы, которые попали в историю и являются топ-10 на Кинопоиске. Ни один фильм не написан с первого раза. Часто именно начинающий автор начинает нервничать, что получается какая-то ерунда: а ведь он написал в течение 20 минут пару вариантов, и они не талантливы, значит и сам автор не очень талантливый, но это не так.
Если вы не знаете, куда двигаться — вам нужно просто поставить себе задачу: "Сейчас я хочу найти 10 или 20 вариантов развития моей истории".И выписываете список того, как всё это может быть. Когда вы его пишите, не надо оценивать. Вы просто перебираете варианты.
Во-первых, когда вы записываете список, вы освобождаете свою "оперативную память" от того, что вы перекручиваете один и тот же вариант, насколько он хорош/плох, насколько это соответствует вашим ожиданиям о собственной гениальности и так далее. Вы просто выгружаете все варианты на бумагу. Можно написать не 20, а 100 ради эксперимента. На самом деле, это не так уж и много. Это точно можно сделать в течение пары тройки дней. Дать себе время передохнуть 1-3 дня, вообще забыть про этот список и посмотреть ещё какие-нибудь фильмы либо, наоборот, вообще ничего не смотреть, а погулять и покататься на горном велосипеде. Потом вернуться к списку и что-то докручивать и так далее. Я убеждён, что потом проблема будет в другом. У вас будет несколько вариантов, которые вам будут нравиться, и вы даже не будете знать, по какому пути пойти.
Найти один блестящий сюжетный поворот можно, если не пытаться перебирать их по одному. Если вы начинаете подходить к этому системно, то есть освобождаете свою голову, перебираете много вариантов, что-то докручиваете, вы не требуете от себя мгновенного гениального решения, то всё нормально. Сценарии не пишутся с первого раза. Вы 2 часа смотрите фильм, и кажется, что примерно в таком же темпе он написан. Нет. Всё это происходит не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее, если подходить правильно, здраво, не нервничать и не паниковать, то всё будет получаться.
Попробуйте использовать эту рекомендацию, если вы уже в процессе написания какого-то сценария: в начале, в середине, в концовке. Может быть, у вас в сценарии есть какие-то сюжетные дыры. Вы пойдёте дальше и будете думать, на чём именно остановиться.
Хотите больше знать о сюжетных поворотах и о том, как их грамотно страивать в сюжет сценария — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь