Создание арки
персонажа,
У. К. Мари -
конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Создание арки персонажа, У. К. Мари - конспект
В этот раз законспектировали книгу Кэти Мэри Уэйланд "Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя". Речь пойдет об арке героя и том, как с ней работать.
Умеете ли вы выстраивать образы персонажей?
Схема построения арки персонажа выглядит просто и состоит из трех фаз
- Главный герой запускает действие
- По ходу своего пути он получает несколько уроков
- И в итоге преодолевает или не преодолевает все проблемы
На деле все гораздо сложнее, потому что персонаж существует не сам по себе, он сосуществует с другими элементами сценария:
- Персонаж и структура
Все, что происходит в сюжете вашей истории неразрывно связано с действиями и эмоциями героя. И тогда, как сюжет двигается благодаря действиям героя, арка персонажа формируется за счет развития сюжета. По отдельности это не работает.
Говоря сюжет, мы подразумеваем структуру, ведь она его формирует. Говоря герой мы подразумеваем арку героя, ведь именно в ней и заложены его изменения, а значит, и движение вперед.
- Персонаж и тема
На самом деле, можно сказать, что арка персонажа – это и есть тема фильма. То есть, то, чем обусловлены изменения в герое, а значит и сюжет. Таким образом, все три элемента оказываются связаны воедино. Подробнее в материале Как придумать и развить персонажа>>>>
Осознав, как работают вместе сюжет, персонаж и тема, вы, скорее всего, научитесь справляться со всем этим, выстраивая что-то одно.
Типы арки героя
Существует три типа арки персонажа
- Положительная арка
У нас есть герой, который испытывает определенное чувство неудовлетворенности или недовольства чем-то в своей жизни. По ходу сюжета этому герою придется переосмыслить как свои взгляды на внешний мир, так и свое поведение и осмысление событий этого мира.
В финале, герой всех победит и завершит арку претерпев положительные изменения.
Такая история, как правило, вызывает очень сильное сопереживание и такой тип арки самый популярный.
- Плоская арка
Она используется в разработки героев, у которых по факту уже все есть. Им не нужно как-то сильно меняться, чтобы вырасти внутреннее и победить проблемы внешнего мира.
Такие герои не меняются в течение истории, или претерпевают незначительные изменения. Благодаря им ярче и интереснее высвечивается эволюция и рост второстепенных персонажей.
- Отрицательная арка
Работает так же, как и положительная арка, только наоборот. Герой в конце истории изменяется не к лучшему а к худшему.
Ложные убеждения персонажа
Можно сказать, что положительная арка – это история о том, как меняются приоритеты у главного героя. В какой-то момент он понимает, что не может получить желаемое и на то есть две причины:
- Герой пытается добиться не того, что нужно
- У героя неправильные нравственные установки, опираясь на которые герой идет к цели.
- Ложное убеждение персонажа
По факту, арка персонажа держится на том, что герой верит изначально во что-то ложное. Или это ложное зреет в его жизни.
Также персонаж не будет развиваться, если в его жизни ему всего будет хватать. Именно нехватка чего-то или потеря становится причиной, по которой герой меняется. Это может быть как внутренний, так и внешний фактор.
Иногда персонаж может и догадываться о том, чего ему не хватает, или в чем его проблема. Но об этом могут догадываться, например, второстепенные герои. Или персонаж будет это выяснять на протяжении всей истории.
Как правило, убеждения героя о мире, в котором он живет, и его мнение о себе показываются в первом акте. И как раз тут зритель понимает насколько ложные убеждения у персонажа.
Ложь – это конкретное убеждение, которое вы можете выразить одним коротким предложением.
- Признаки лжи
Ложь, которую, возможно, не замечает сам персонаж, выражается и проявляется в конфликте, в ситуациях, в которые попадает герой и в его реакциях на события.
Что может быть признаком лжи:
- Страх
- Сильная обида
- Неумение прощать
- Чувство вины
- Страшные тайны
- Стыд за совершенные поступки или перенесенные страдания
Часто вышеперечисленные признаки являются последствиями лжи, исследуйте своего героя на предмет этих эмоций.
Чего хочет персонаж и что ему нужно
Почему нужно так много времени уделить исследованию ложного убеждения? Да потому что оно – основа арок персонажей. Если у героя все хорошо, его ничего не гложет и не мучает, он во всем прав, разве ему нужны изменения?
Ложь – как дырка в зубе. Снаружи все блестит и сияет, а изнутри – гниет.
Именно ложное убеждение создает конфликт между тем, что нужно герою и чего он хочет.
- Чего хочет персонаж
Основой сюжета и арки персонажа является его цель. История начинается именно с постановки цели.
То что лежит на поверхности – это сюжетная цель. Она должна отражать то, что имеет значение для внутреннего мира героя. Герой стремится к этой цели именно по внутренним, глубинным причинам.
Если глубинной цели нет, невозможно и сопряжение сюжета с аркой персонажа. Ну, а двигает героя к этому – ложное убеждение.
- Что нужно персонажу
На самом деле, единственное, что нужно персонажу – это истина, без нее не будет внутреннего роста и развития.
В истории, как правило, основная часть посвящена поиском сюжетной цели, которая связана не с поиском истины, а с тем, чего хочет герой. Но на втором уровне история с самого начала должна идти и по внутренней цели.
То есть, в начале герой ставит цель и на протяжении всей истории движется к ней. Но, возможно, сам того не понимая, ищет истину, то, что нужно ему на самом деле.
Найдите способ продемонстрировать внутреннюю цель физически или визуально и после того, как герой заявит об этой цели, следите, чтобы он начал действовать согласно ей.
Что еще формирует арку героя?
- Призрак персонажа
Еще один вопрос, который важно решить при разработке арки персонажа – а почему вообще герой верит в какую-то ложь. Скорее всего, все дело в его прошлом, а точнее, в призраках прошлого, ведь у каждого следствия должна быть причина. Выяснив ее – вы найдете призрака.
Чем больше призрак, тем больше ложь – и тем больше арка.
- Показательный момент
Показательный момент – это тот самый крючок, на который в завязке герой должен зацепить зрителя , чтобы тот стал смотреть кино дальше.
В жизни нам всегда советуют – не нужно судить о человеке по первому впечатлению. Но на самом деле, именно так все мы и делаем. То же самое будет, когда зритель увидит героя – он сразу начнет формировать определенное впечатление о герое. Поэтому неудачных показательных моментов нужно избегать.
Показательный момент решает следующие задачи:
- Представляет героя зрителю
- Называет его
- Дает информацию о половой принадлежности, возрасте, гражданстве главного героя и, возможно, о его профессии.
- Показывает важные физические данные и особенности.
- Демонстрирует его роль в истории (то есть то, что он – главный герой).
- Раскрывает главные особенности его характера
- Цепляет зрителя на крючок сопереживания
- Показывает какова цель героя в конкретной сцене
- Дает информацию о цели главного героя в истории
- Раскрывает ложное убеждение главного героя или намекает на него
- Оказывает воздействие на сюжет, помогая предопределить, что примерно может происходить дальше.
Таким образом, ваша задача, в первую очередь, убедить зрителя инвестировать в вашего персонажа свое время. Больше в материале Теория кино: как вызвать эмоции>>>>
Майкл Хейг подчеркивает:
Читатель должен поставить себя на место героя и испытывать его эмоции. Это не значит, что герой морально безупречен, лишен недостатков и пороков. Это значит лишь то, что идентификация с героем должна быть достаточной, чтобы вызвать эмоциональный отклик... Только тогда можно начинать раскрывать слабости персонажа.
Главная задача сценариста – удержать внимание зрителя. Поэтому, если вы покажите ему сразу эгоистичного трусливого лжеца, многие могут просто выключить фильм.
Начните с того, что вам нравится в герое, даже если в начале истории перед нами слабый человек.
Сначала подчеркните его достоинства и покажите их масштаб. Если он умеет сопереживать, вместо того чтобы показать как он гладит собаку, заставьте его перемахнуть через шоссе с активным движением, чтобы выяснить, почем на другой его стороне стоит и плачет маленькая девочка.
При этом не забывайте про ложное убеждение, идеальные персонажи не интересны, арка героя строится на лжи, а значит, на ней же строится вся история. Дайте зрителю доказательства слабости героя, чтобы он мог предположить, что герою придется преодолевать.
Мир героя
Арка героя неразрывно связана с миром, в котором находится герой.
- Обычный мир
Персонаж и его изменения, конфликт и ложные убеждения нуждаются в контексте. Его обеспечивает обычный мир. То есть то, что окружает героя и влияет на его формирование. Тот микромир, который его определяет.
Важно вводить обычный мир в первом акте. Ведь чтобы составить впечатление о герое, зрителю важно знать о нем как можно больше, в том числе и окружающую его обстановку - место, в котором начинается история.
- Символизм обычного мира
Обычный мир – это место, в котором персонажу комфортно живется и с которого начинаются его дальнейшие приключения. Сначала он не понимает, что это лишь временная остановка в его жизни, ведь его все устраивает.
Думайте об обычном мире, как о символическом представлении внутреннего мира персонажа. Обычный мир усиливает ложное убеждение героя, укрепляет его уверенность во лжи, не давая повода взглянуть на ситуацию шире.
- Как создать обычный мир
Обычный мир должен отвечать ложным убеждениям героя. Создавая его, подумайте, что обеспечит наиболее логичную подоплеку этим убеждениям, что сделает этот мир удобным для лжи?
При этом, мир удобный для лжи – не значит мир удобный для протагониста. Потому что обычный мир показывает то, кем является главный герой до изменений, до конфликта, до начала вашей истории.
Примеры из книги
- Ложные убеждения персонажей
- «Тор» (Thor). Кто сильнее, тот и прав.
- «Джейн Эйр» (Jane Eyre). Услужение – единственный способ получить любовь.
- «Парк Юрского периода» (Jurassic Park). Не стоит заботиться о детях.
- «Хулиганы» (Green Street Hooligans). Слабые всегда должны подчиняться сильным.
- То что на самом деле нужно героям
- «Тор». Научиться смирению и состраданию.
- «Джейн Эйр». Принять духовную свободу.
- «Парк Юрского периода». Защищать живое будущее от мертвого прошлого.
- «Хулиганы». Набраться мужества и уметь постоять за себя.
- Показательный момент главного героя
- «Тор» - обет, данный в детстве, стать как отец и «истребить их всех» – и наглое поведение на пути к званию наследника престола во взрослом возрасте – так проявляются ключевые личные качества, последствия ложного убеждения и то, чего хочет герой.
- «Джейн Эйр» - одиночество, запрет на общение с домочадцами, чтение книг, а затем отказ терпеть жестокое обращение кузена – так проявляются призрак и ключевые личные качества.
- «Парк Юрского периода» - демонстрация неспособности доктора Гранта жить в современном мире и его нелюбви к детям – это ключевые личные качества, ложное убеждение и то, чего хочет герой.
- «Хулиганы» - неохотный отъезд из-за ложных обвинений – проявляется ложное убеждение и то, чего хочет герой.
- Призраки героев
- «Тор» - обещание, что Тор станет царем независимо от его личных достоинств.
- «Джейн Эйр» - отказ тети любить ее.
- «Парк Юрского периода» - [Не сформулировано].
- «Хулиганы» - отсутствие отца.
- Обычный мир, который способствует развитию ложных убеждений персонажа
- «Тор» - безмятежная и процветающая планета
- «Джейн Эйр» - детство без любви и ласки, сначала в доме тети, затем в школе-интернате для девочек, укрепляет веру Джейн в то, что ее невозможно полюбить.
- «Парк Юрского периода» - археологические раскопки, постоянно нуждающиеся в финансировании, не связаны с ложным убеждением доктора Гранта, но побуждают его принять неприемлемое в других отношениях предложение (экскурсия по парку Юрского периода) и тем самым обеспечивают развитие сюжета.
- «Хулиганы» - в американском университете окрепло ложное убеждение Мэтта, из-за которого он был несправедливо обвинен и отчислен.
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь