Cкрытый смысл,
линда сегер
- конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Скрытый смысл, Линда Сегер - конспект
Наверное, многие знакомы с принципом Айсберга, который, как известно, в своих произведениях использовал Хемингуэй. Согласно этому принципу, текст – вершина айсберга, а подтекст – то, что скрыто от глаз читателя, он находится под поверхностью, но при этом, именно благодаря нему текст получается насыщенным, плодородным и живым.
Зачем нужен подтекст?
Если диалог слишком прямолинейный и сделан «в лоб», он эмоционально мертв, так как лишается тех полутонов и призвуков, которые присутствуют в реальной жизни. В таком диалоге все известно и понятно, задача его – лишь объяснить происходящее зрителю.
Но зрителю не интересно смотреть на простые слова, ему от категоричности и отсутствия тайны будет скучно. Если выводить в текст абсолютно все, объясняя на пальцах, перечень событий будет этим текстом предопределен, но при этом, утрачены будут раздумья, скрытые общечеловеческие установки и эмоции, содержащие множественные смыслы.
Зритель не глуп и не хочет, чтобы его таким воспринимали, задача писателя, указать дорогу, навести на мысль и дать подсказку, какая история ждет зрителя. Так, зритель получает гораздо больше, текст побуждает его не просто проглотить информацию, а подумать над ее смыслом, самому догадаться, что же перед ним. Если вы еще не определили до конца идею своего фильма, почитайте материал 5 способов сгенерировать оригинальную идею сценария >>>>>
Текст – это слова и действия, которые мы слышим и видим. Это прямой и честный ответ без обидняков.
Подтекст – это не только скрытый за словами смысл, но и ассоциации, которые мы вкладываем как в диалог, так и в описание месте действия. Вы автор, вы подбираете слова – в диалогах и описаниях.
Подтекст содержится не только в словах, но также в жестах, поведении, действиях, образах и может быть заложен даже в самом понятии жанра. Главная его задача, чтобы зритель задался вопросом «почему?»
Способы выражения подтекста
Конечно, задача подтекста не запутать аудиторию, а подвести зрителя к нужной трактовке происходящего. При этом, часто, загадка, которую задает автор, не решается моментально. Подтексты, как пазлы: только собрав их все вместе в тексте, который у вас перед глазами, можно понять, что происходит. И именно выверенные, рассчитанные слова, сцены и образы помогают автору рассказать свою историю. Поэтому умение убрать все, не имеющее отношения к делу так важно для сценариста.
Умение сценариста использовать кинематографический язык и выявлять скрытые смысловые пласты зачастую и отличает большого писателя от просто способного – цитатой.
- Мотивация
Подтекст может быть выражен через мотивацию персонажа, когда его что-то подталкивает, будто будоражит и толкает вперед, но что именно, неизвестно, ведь даже самые заурядные поступки могут быть выражены подтекстом. Это, могут быть, те проблемы, которые находятся в подсознании героя, нерешенные проблемы из детства, побуждают его хотеть стать лидером, а любовные обиды заниматься спортом.
- Противоречия
Способов передать подтекст много. Например, когда текст говорит одно, а подтекст – противоположенное.
Скажем, когда человеку стыдно, он будет об этом молчать, а когда больно, маскировать свою боль. Показывайте это через подтекст. Не обязательно, чтобы подтекст считывался только одним образом. У него может быть несколько смыслов, которые будут менять для зрителя восприятие произведения в зависимости от того, как он понял подтекст.
Противоречия между действиями и словами усиливают напряжение, помогают нарастить его.
В сценарии фильма «На исходе дня» умирающий̆ отец хочет говорить с сыном Стивенсом без экивоков, «в лоб», но тому эмоциональная правда оказывается не по силам.
ОТЕЦ: Надеюсь, я был тебе хорошим отцом.
Стивенс, всегда чинный̆ и сдержанный̆, меняет тему.
СТИВЕНС: Я рад, что тебе лучше. Мне сейчас нужно вниз. Много дел.
Отец пытается снова.
ОТЕЦ: Ты моя гордость. Надеюсь, я был тебе хорошим отцом.
Стивенс снова уходит от темы.
СТИВЕНС: Я очень занят, отец. Давай̆ поговорим завтра.
Учитывая, что «завтра» для отца может не наступить, Стивенс, по сути, снова ускользает от разговора. Тогда отец решает открыть ему другую правду – о матери.
ОТЕЦ: Я разлюбил твою мать. Она была сукой. Раньше любил, но любовь ушла, когда выяснилось, какая она сука. Твоя мать была настоящей̆ сукой.
Стивенс опять игнорирует эмоциональную правду.
СТИВЕНС: Я рад, что тебе лучше.
Даже услышав от мисс Кентон, что отец скончался, мистер Стивенс произносит лишь: «Понятно».
Мистер Стивенс не справляется с реальной̆ действительностью. Любые подлинные чувства он постоянно прячет под маской учтивости.
- Пауза
Подтекст может дать о себе знать через паузы.
Наверное, всем нам доводилось спрашивать дорогу. Я давно заметила: чем дольше пауза перед ответом, тем дальше вы от места назначения. «Вы не подскажете, где Сент-Джеймс-Плаза?» Считаем: одна секунда, две, три – и уже понятно, что либо вы очень далеко, либо ваш собеседник сам плоховато представляет дорогу.
Так же, можно уклониться от темы или резко ее сменить и именно так показать, что в этом действии кроется подтекст.
В шестом сезоне «Аббатства Даунтон» леди Мэри демонстрирует виртуозное умение высматривать подтекст там, где он есть – а может быть, нет. Вскрыв письмо, она с полной уверенностью заявляет, что отправительница беременна, и мы думаем, что сейчас будет процитировано само известие, однако вместо этого слышим: «Вернусь, возможно, в августе, но пока еще слишком рано загадывать». Леди Мэри явно читает между строк – а правильно ли, выяснится лишь через несколько серий. Действительно ли «слишком рано» – это намек на беременность или отправительница просто еще не определилась со сроками приезда?
Леди Эдит (тоже успевшая окружить себя изрядным подтекстом), не понимая, как леди Мэри пришла к такому выводу, восклицает: «Ну как обычно, два плюс два равно пятьдесят шесть».
Именно так подтекст и устроен, чем больше разных ассоциаций, тем сильнее и интереснее текст.
- Разговор
Выбор нужного слова, обладающего множеством ассоциаций, — это испытанный способ введения подтекста, но для передачи таящегося в глубине есть и другие полезные приемы.
- Сначала намекнуть, затем подтвердить
- Обрыв на полуслове
- Точный выбор слова
- Повторение слова для усиления отклика
- Использование косвенного намека
- Персонажи
Подтекст можно заложить в самом образе персонажа, не только в конкретных характеристиках, событиях его биографии и прошлого, но и в том, как персонаж реагирует на события, происходящие с ним, как относится к своим способностям, к родителям, друзьям. Адекватно ли человек воспринимает факты или, наоборот, отказывается смотреть им в лицо? Такого рода подтекст много расскажет зрителю о том, кто перед ним и о чем история.
Подтекст можно заложить благодаря или внутри следующих тем, связанных с персонажем:
- Возраст
- Навыки, таланты, способности
- Образование
- Деньги (сколько денег у персонажа)
- Религиозность или ее отсутствие
- Тень персонажа
Герою серии фильмов про Человека-паука Питеру Паркеру приходится как-то уживаться со своими необычными способностями. В «Человеке-пауке — 2» он переживает личностный кризис и приходит к выводу, что не хочет больше быть Человеком-пауком. Он выбрасывает костюм супергероя и решает жить обычной жизнью. Этот выбор он делает в тексте. Это действие явное, и мы понимаем, чем оно продиктовано. Но понимаем благодаря подтекстовым отголоскам, подготовившим нас к такому повороту.
Порой, подтекст истолковывается зрителем неправильно, например, человек может решить, что к нему неравнодушны, когда на самом деле с ним просто любезны. И это нормально, ведь в жизни, точно так же, а когда придет время, автор развеет любые зрительские заблуждения. Чтобы лучше разобраться с этой темой посмотрите материал как придумать и развить персонажа >>>>>
- Атмосфера
Детали интерьера, обстановка, одежда и аксессуары тоже могут стать подтекстом.
С помощью говорящей детали в сценарии «Обыкновенных людей» («сервировка стола у Бет геометрически выверена») автор подчеркивает стремление Бет к тому, чтобы все было идеально.
Если в сценарии присутствуют описания, их единственной задачей должно быть давать режиссеру, художнику-постановщику или читателю подсказки о том, какая атмосфера и какой подтекст заложен в произведении. Например, в сценарии "Психо" гостиная Нормана описана так: «Освещена только светом, который сочится из кабинета». А в описании стен комнаты есть такие слова: «По обоям там и здесь разбрызганы розы». Слова "сочится" и "разбрызганы" готовят зрителя к сцене убийству, автор намеренно использует такую лексику.
Тоже самое касается и, например, времени года, суток и других атмосферных явлений, вклинивающихся в сюжет.
Темпоритм персонажа и фильма тоже могут стать подтекстом. Он может проявиться в скорости, энергии, или, наоборот, умении растягивать удовольствие ,смаковать, в намеренном затягивании и откладывании и так далее.
В 1993 году мы с двумя подругами отправились во Францию в недельный конный поход. Одна из подруг, Кэрол, отлично разбиралась в людях. Руководитель нашей группы, Поль, крутил роман с туристкой из Германии, которая была с ним в первый день и предполагала вновь пересечься с группой в четверг, и мы понимали, что вечер она проведет с нами, а ночь, судя по всему, с ним. Подъезжая верхом к очередной гостинице, мы знали, что она уже будет его там ждать. И она действительно ждала. Но вечером я заметила, что, в отличие от девушки, принарядившейся и явно льнувшей к Полю, тот питает к ней не самые горячие чувства. Под конец вечера Кэрол растолковала нам подтекст. «Вы заметили – чем ближе к гостинице, тем медленнее ехал Поль? Обычно лошади прибавляют шаг, почуяв впереди отдых и корм, а Поль нас явно притормаживал, пока мы совсем улитками не поползли. Он не горел желанием с ней встретиться. Это она за ним бегает. Заметили, как нарядилась? Единственная из нас в платье, да еще таком непростом. Весь ужин сидела, повернувшись к Полю, а он отводил глаза и отворачивался.
- Культура
То, как именно вы покажите контекст может зависеть от той культуры, в которую вы погружаете зрителя. Она будет диктовать, как можно показать то или иное событие и, наоборот, через подтекст зритель сможет познакомиться с особенностями культуры.
Где-то принято быть максимально вежливым, а где-то избегать прямого отказа или предлагать подарки, быть гостеприимными. Однако, это далеко не значит, что надо воспринимать эти культурные коды «в лоб», если не знать подтекста действий той или иной культуры можно попасть в неловкую ситуацию.
Собственный культурный контекст есть у Голливуда. Если после слов: «Не звоните нам, мы сами вам позвоним!» – вы и вправду неделями ждете звонка, то явно не уловили подтекст, который в большинстве случаев означает «не зацепило». Если продюсер говорит: «Хороший сценарий, лапушка. Заскочите ко мне сегодня домой вечерком, обсудим подробнее» – с большой долей вероятности, его интересует вовсе не сценарий.
Голливудская формула «чек уже высылаем» не означает, что нужно кидаться оплачивать счета в надежде на скорый гонорар. Один из моих клиентов принял это обещание за чистую монету, не уловив подтекст: он оплатил все счета и со дня на день ждал чека, который должен был покрыть все его долги. Потом, изведясь ожиданием, он решил ограбить банк и потребовать ровно ту сумму, которая была нужна ему для оплаты счетов, – ни больше ни меньше Поскольку банк находился на втором этаже, директору и полиции хватило времени перекрыть ему отступление. Его быстро скрутили, и он год отсидел в тюрьме.
Никто не удосужился объяснить ему подтекст – а ведь все могло бы пойти иначе, если бы он этот подтекст уловил.
- Жанр
Некоторые жанры предполагают подтекст, ведь тайна, скрытое – в основе триллеров, детективов и ужасов заложено всегда. Другое дело, что ужастик, может оказаться совсем не о чудовище а, например, об экологической катастрофе или другом явлении. Фильм полностью может оказаться одной большой метафорой и зачастую это поможет выразить именно подтекст.
Подтекст везде: все либо несет в себе подтекст, либо было подтекстом. Подтекст у меня уже в печенках сидит, и это, наверное, тоже само по себе подтекст. Он повсюду, и я не задумываюсь о нем, когда пишу – а именно этим я и занимаюсь сейчас, прорабатывая сюжет, в котором столько разных углов, и поворотов, и скрытых переходов к новым людям и действиям, и мне уже не до структуры истории. – Элвин Санжент
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь
Прочла - осталось ощущение пустоты и того, что меня просто надули.