Что такое цель и мотивация персонажа в сценарии?
Что такое цель и мотивация персонажа в сценарии?
Цель персонажа — это то, к чему он стремится на протяжении всего фильма, по сути — движущая сила сюжета. Она должна быть прозрачной и доступной. В конце ленты зритель должен понять, достиг ли ее главный герой.
Какой должна быть цель
Чтобы фильм был логически выстроен и интересен, цель персонажа должна отвечать ряду требований:
Конкретность
Зритель должен понимать, к чему стремится герой, как он это озвучит. Цель может быть большой или маленькой, глобальной или личной, но представление о ней у всех зрителей должно быть примерно одинаковым. Найти клад, жениться на принцессе, получить место — вполне конкретные цели.
Предположим, поставленная цель — самореализация. Фильм не даст четкого ответа, смог ли персонаж ее достичь, даже в том случае, если он сам скажет об этом. Потому что киногерои могут лгать, как и обычные люди в повседневной жизни. Кроме того, они склонны к самообману.
Например, в фильме «Легенда №17» никаких сомнений у зрителя быть не может. Сборная по хоккею одержала победу, главный герой смог восстановиться после тяжелой травмы и участвовать в игре. У каждого героя могут быть свои цели, противоречащие друг другу, как у антагонистов и протагонистов. Возьмем в качестве примера «Один дома», где у героев взаимоисключающие цели: у злодеев — ограбить дом, у Кевина — защитить его. Если главный герой решит поставленную задачу — его антагонисты своей цели не достигнут.
Труднодостижимость
Герой идет к своей цели весь фильм. Зрителю интересны пути и методы, которые при этом используются, он сопереживает персонажу. Если цель будет простой, герой сможет достичь ее еще в начале ленты. Это самый простой способ сразу создать интригу и зацепить зрителя, которому всегда интересно узнать, как сможет персонаж справиться с практически неразрешимой задачей. Но нужно учитывать, что есть и другие инструменты вовлечения, и ограничивать себя только описанным выше не стоит.
Продолжительность
Особенно интересно наблюдать за тем, как цель эволюционирует. Например, герой может ставить перед собой одну цель в начале фильма, но ее достижение ведет к возникновению новых задач. Такой прием именуют цепочкой целей.
К примеру, в сериале «Во все тяжкие» Уолтер изначально хотел достать сумму, необходимую для решения всех насущных проблем своей семьи. Но, получив желаемое, он смог расширить рамки. Чем выше были его достижения, тем больше разрасталось его эго.
В фильме могут присутствовать персонажи-исключения, изначально не имеющие целей. Они возникают со временем. Самые известные фильмы, где мы сталкиваемся с такими героями — «Курьер» и «Афоня». Оба сняты по сценарию Александра Бородянского. Герои этих лент «маются», ощущая внутреннюю пустоту и неудовлетворенность, а затем влюбляются и обретают смыслы. Это закономерно: когда персонаж влюбляется, его целью становится добиться взаимности. А автор предлагает ему все новые и новые испытания, которые ему приходятся для этого проходить.
Подробнее об эмоциях и ожиданиях — Теория кино: как вызвать эмоции >>>>
Мотивация: определение и виды
Мотивация — то, что заставляет персонажа двигаться к своей цели.
Например, у Уолтера это гордость, у Кевина из «Один дома» — стремление защитить дом.
Мотивация может быть максимально простой и понятной, особенно если продукт рассчитан на массового зрителя. Как в «Крепком орешке»: герой спасает жену, объяснять, почему он это делает, не требуется — это очевидно. Менее очевидную мотивацию нужно озвучить. Потому что без разъяснений зритель может усомниться в правдивости истории. Например, в сериале «Физрук» без рассказа персонажа о том, как он себя чувствует после увольнения от предыдущего шефа, его действия казались бы бессмысленными. Будь у него другой характер, и сюжетная линия была бы иной.
Мотивация может быть:
- внешняя — решение внешнего конфликта
- внутренняя — потребность героя, то, чего он хочет
Есть еще одно условие, без которого сложно добиться правдоподобности истории. Методы, которыми герой решает проблему, должны быть адекватны значимости причин, побудивших его к действиям. Чем сильнее мотивация, тем более нестандартно будут действовать герои. Чтобы объяснить зрителю, почему герой действует так активно, его можно ограничить во времени.
Подробнее о том, как работать с героями, в материале как придумать и развить персонажа >>>>>
Внутренние и внешние противоречия
Главный герой и его история интересны, когда в фильме присутствует конфликт. Он также может быть внутренним и внешним.
Внутренний конфликт — это борьба героя с самим собой. Например, когда ему приходится делать выбор между своими принципами и интересами.
Уолтер Уайт ставит целью найти деньги, которые необходимы его семье. Его внутренняя мотивация — почувствовать свою значимость. Имея положительные цель и мотивацию, он оказывается перед дилеммой: допустимо ли убивать для достижения своей цели? Это и есть внутренний конфликт. У героя есть цель и достаточно сильная мотивация, чтобы ее достичь. Но преодолеть некое препятствие он может, лишь перешагнув собственные принципы или моральные нормы общества. Внутренний конфликт служит эффективным способом удержать внимание зрителя, особенно востребованным в сериалах. Однако и в полнометражных фильмах он применяется довольно часто.
Внешний конфликт — это борьба героя с внешними силами, в частности с антагонистом.
Антагонист — персонаж, который противостоит главному герою, то есть мешает ему достичь цели. Он также может и создать ее. Антагонист тоже должен иметь четкие цели и мотивации, а не действовать во вред герою только в силу своего «плохого характера». Это сделает его конфликт с главным героем понятным зрителю.
Также у антагониста должна быть своя полноценная сюжетная линия, пусть даже не до конца раскрытая. По сути это главный герой со знаком минус — антигерой. Хорошо было бы, если бы в фильме давалось объяснение, что сделало его таким. Антагонист, у которого имеется своя система ценностей, интересен и даже может вызвать сопереживание.
Мотивацией антагониста может быть:
- жажда власти
- личная месть
- страхи
- соперничество в любви
- желание завладеть богатствами, например, кладом
Соответственно, каждый раз персонаж будет отличаться по характеру и методам.
ИТОГИ
У персонажа должна быть цель и мотивация. Цель — то, к чему он стремится весь фильм. Мотивация — причина, по которой он хочет ее достигнуть.
Чем сильнее мотивация, тем радикальней поступки героя. Мотивация должна быть понятной зрителю и адекватной действиям персонажа. Она может быть внешней и внутренней, иногда внешняя и внутренняя мотивация вступают в противоречия. Противоречия и конфликты создают интригу и удерживают внимание зрителя.
Хотите написать пилот собственного фильма или сериала, с учетом правильного выбора целевой аудитории, не откладывайте — записывайтесь на Базовый курс, скоро старт >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2024 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь