25 вопросов
вашему персонажу
25 вопросов вашему персонажу
Если ввести в поиске Яндекса запрос "анкета персонажа", "вопросы персонажу" или "вопросы литературному персонажу" — можно найти множество списков из 50-100-500 вопросов.
Есть очень разные вариации этого упражнения от разных авторов.
Вопросы достаточно разнообразны: любимый цвет; любимая игрушка в детстве; поведение героя с обслуживающим персоналом; поведение героя с представителем власти; нелюбимое время года; что делает герой перед сном и так далее.
Стоит ли пользоваться анкетой персонажа при написании сценария фильма или сериала?
Факты про любимый цвет или действия героя перед сном — это информация на будущее или впрок, что называется "лишь бы было".
ХОРОШО, ЕСЛИ ИЗ СПИСКА В 500 ВОПРОСОВ
ВАМ ПРИГОДЯТСЯ ХОТЯ БЫ ПЯТЬ.
Безусловно, это очень хорошее упражнение на развитие воображения и креативности на начальных стадиях оттачивания сценарных навыков. Это также упражнение на случай ступора или чтобы расписаться. Например, возникла проблема "чистого листа", и вы начинаете писать хоть что-то. В таком случае это упражнение может быть полезно. Но если вы находитесь в проекте — такие методы будут не очень полезны, а иногда даже вредны.
При работе над сценарием нам нужно знать о героях только то, что работает в истории.
То, что двигает историю вперед и что действительно важно.
Писать о персонаже 20+ страниц текста — это риск утонуть в лишней информации, которая никогда не пригодится. При этом вы будете вынуждены держать всё это в голове и практически в каждой сцене думать: "Что там у меня по вопросам? Не забыл ли я что-нибудь? Не нужно ли мне учесть то, что я ответил в анкете?"
Бывают случаи, когда сценарист, чрезмерно начитавшись сценарной литературы, начинает писать о персонаже 20 страниц текста и говорить: "Смотрите, какую большую работу я проделал, какой я молодец!". Но часто такая излишняя «работоспособность» лишь мешает автору.
Главные отличия создания персонажей в литературе и кино
В книге мы можем находиться в голове персонажа: знать его мысли, что он думает, его отношение к проблемам, его реакцию на определенные события. Может быть, внешне герой повёл себя одним образом, а внутренне объяснил свои поступки как-то совсем иначе. В голове персонажа мы также можем знать про планы и намерения. Все эти многочисленные характеристики персонажа про любимый цвет, любимые тапочки, страшный сон мы не сможем рассказать в кино, потому что в фильме мы рассказываем о герое через его внешние реакции, поступки и решения. Через визуальный ряд, через реплики героев, через реакции других персонажей мы показываем необходимую информацию.
Конечно, существует «голос за кадром», но он не может быть с нами постоянно, как в литературном произведении. В книге мы можем находиться в состоянии подключения к мыслям героя на протяжении всей истории. Когда мы смотрим кино или сериал, то мы получаем информацию только в аудио- и визуальном формате. У нас нет возможности всё время быть на связи с мыслями главного героя.
Информация о любимом цвете в книге может быть использована в описании того, что увидел герой, например:
"Мимо проехала машина его любимого цвета".
Когда мы пишем сценарий и мимо героя проезжает машина, то в описании будет написано так: "Проезжает машина".
В большинстве случаев, в сценарии будет непринципиально, какого цвета машина у персонажа. Мы обозначим это, если для истории нужно обратить внимание на автомобиль.
К примеру, если в детективе разыскивают машину преступника определенного цвета. Если же упоминается машина обычного статиста — в сценарии не нужно упоминать её цвет. В литературе это может помочь что-то рассказать, добавить символизма, задать атмосферу и нарисовать картинку в воображении читателя.
В сценарии такой задачи не стоит.
Картинка будет предоставлена зрителю в любом случае, поэтому не стоит запускать в сценарий лишнюю информацию, перегружающую его деталями. Это будет уводить внимание от основного действия.
ВАЖНО!
в сценарии не нужна информация,
которая не работает в сюжете.
25 вопросов, которые нужно задать персонажу своего фильма или сериала
Вопрос 1: сформулируйте в одно предложение, кто ваш персонаж (логлайн)?
Первое, что рекомендуется сделать, — сформулировать, кто ваш персонаж в одно предложение.
Проще всего это можно сделать, составив логлайн. Что такое логлайн можно прочитать здесь>>>>>>>
Например:
Шерлок Холмс — это гениальный сыщик, использующий метод чертогов разума, часто проводящий расследования под воздействием некий веществ. Это очень общее обозначение героя, но из него мы понимаем, о ком идёт речь и что в этом герое главное с точки зрения сюжета.
Не нужно сразу же рассказывать, что Шерлок Холмс — это мужчина средних лет, живущий в Лондоне на Бейкер-стрит, увлекающийся наркотиками, проживающий с соседом-врачом и домработницей.
В описании героя это есть, вот только для истории на первоначальных этапах это не очень важно. С точки зрения продвижения сюжета, в первую очередь, работает то, что он сыщик.
У него есть ключевая особенность, заключающаяся в том, что для расследования преступлений он использует чертоги разума, погружается в них и размышляет. Часто это происходит под воздействием определённых веществ.
Вопрос 2: чего хочет персонаж (какая цель)?
Это вопрос про завязку. В Шерлоке Холмсе завязка — это каждое преступление, очередной новый вызов. Глобально завязкой можно считать и потребность Шерлока в расследованиях.
Чего хочет персонаж? Он сыщик. Он занимается расследованиями и хочет ловить преступников, расследовать сложные преступления, собственно, за этим к ему обращаются клиенты.
Чего хочет Уолтер Уайт из сериала «Во все тяжкие», что для него самое главное?
Он принимает решение заниматься наркотиками, потому что узнал про свой диагноз — рак.
Чего хочет этот персонаж?
Он хочет собрать крупную сумму денег для своей семьи, которая останется после его смерти. Этой суммы будет хватать и на дальнейшее существование, и на учёбу детей, и на прочие их потребности.
Вопрос 3: зачем ему это нужно?
У него есть такая потребность. Он ответственный человек. Его жена беременна. Он считает, что его семье необходима его помощь.
Вопрос 4: насколько и почему это так важно для героя, какова мотивация?
Вопрос 5: что будет, если он этого не получит; какова ставка героя; чем рискует герой; что случится?
Вопрос 6: как он собирается достигать своей цели (решать проблему)? Бывает так, что у героя появилась цель, например, стать одним из лучших поваров. А может у героя возникает более глобальная проблема — падающий на Землю метеорит, и её тоже нужно решать. Фактически, разрушить метеорит — это тоже цель.
Вопрос 7: почему это оптимальное решение с точки зрения героя?
ВСЕ ГЕРОИ РАЗНЫЕ.
У разных героев разные характеры, предыстория, возможности, мотивации, склонности и так далее. Почему этот способ решения проблемы оптимален с точки зрения конкретно этого героя? На самом деле, этот вопрос помогает вам лучше узнать героя. Он немного проверочный, для того чтобы вы не заставляли героя делать то, что ему не характерно.
Вопрос 8: почему герой не делал, не поступал так раньше?
Вопрос 9: чего боится герой?
.
Вопрос 10: какой главный недостаток героя конкретно в этой ситуации?
Нужно описать не главный недостаток героя в принципе, а именно в этой конкретной ситуации.
Обратите внимание, что девятый и десятый вопросы иногда могут быть об одном и том же, но чаще всего они будут о разных вещах. Герой может не осознавать своего главного недостатка в этой ситуации, но мы его видим. Например, Уолтер Уайт, окунувшийся в криминальный бизнес — обычный учитель химии, который полез в суровый криминальный мир, где регулярно происходит насилие, убийства и так далее. Этот герой максимально не готов к той ситуации, в которой оказался. Однако боится Уолтер совсем не этого.
Вопрос 11: какие есть альтернативы и почему герой их не выбрал? Речь идёт о том, как герой собирается достигать своей цели.
Вопрос 12: что в характере персонажа будет мешать достичь цели таким способом?
Уже был вопрос про недостаток, но в характере персонажа может быть перечисление, например: мягкость, порядочность, доверчивость. Это конкретные черты персонажа.
Вопрос 13: какие внешние обстоятельства будут мешать это сделать?
Вопрос 14: кто конкретно (антагонисты) будет мешать это делать?
Вопросы 12, 13 и 14 нужны для того, чтобы понимать, в какие конфликты вступит главный герой. Вопрос 12 — про внутренние конфликты. Например, Уолтер никогда не убивал. Для него это очень и очень плохо. Это то, что он явно никогда не рассматривал в своей жизни, при этом ему придётся это делать в этом бизнесе либо он погибнет сам. В вопросе 13 может быть и криминальный мир, и законы страны, и другие внешние факторы.
Вопрос 14 о том, кто конкретно из антагонистов будет мешать истории продвигаться, а герою достичь цели? Мистеру Уайту будет мешать его родственник Хэнк, работающий в отделе по борьбе с наркопреступностью, и который будет за ним охотиться. Также ему будут противостоять: сотрудники полиции; руководители банд, которые в данный момент занимаются продажей наркотиков; мексиканский картель.
Вопрос 15: в чём слабость плана героя с точки зрения самого героя?
Уолтер Уайт явно задал себе этот вопрос прежде чем преступить к варке мета. Именно поэтому он нашёл своего бывшего ученика Джесси, увиденного им ранее во время показательного захвата наркопритона, на который его пригласил Хэнк. В тот момент мистер Уайт понял, что Джесии уже в теме. Для героя было бы опасно слишком подробно спрашивать об этом Хэнка напрямую, не вызвав подозрений.
Вопрос 16: в чём слабость плана героя с точки зрения зрителя?
Вопрос 17: что будет делать герой, если план А не сработает?
Вопрос 18: что ещё в ситуации может пойти не так?
Уже были вопросы про то, какие у героя возникают сложности, и кто ему будет противодействовать. Что ещё может пойти не по плану? Например, отсутствие химических составляющих для того, что варит Уолтер, — это тоже проблема, но её не будет создавать определённый антагонист или какие-то силы. Например, в школе закончились необходимые химикаты, их сложно достать. Всё это нужно составить списком.
Вопрос 19: кто и как может помочь герою в том, что он задумал? Кто будет мешать?
Вопрос 20: какая у героя "суперспособность"?
Это вопрос не про невидимость или умение летать, а про самое сильное достоинство главного героя, которое он может применять в той ситуации, в которой оказался. Это его самая главная "суперспособность", его черта, которая отличает его от всех остальных в этом мире. Если у вас комикс с супергероями, то у персонажа может быть суперспособность в прямом смысле этого слова. Если речь идет про мелодраму или комедию, то суперспособность будет более приземлённой. Это зависит от жанра, от конкретной истории и от того, как вы её рассказываете.
Вопрос 21: какие способности героя помогут в реализации плана? Например, у мистера Уайта есть химические способности. Он работает в школе и может взять колбы, химические препараты там без лишних проблем.
Вопрос 22: к чему идет герой? Это ведущая мысль героя, с которой он идёт в эту историю.
Вопрос 23: какая самая большая боль героя? Что может вызвать у героя слёзы, задеть за живое. Он может рассказать это сам либо кто-то может припомнить ему это.
Вопрос 24: что может усилить героя? Сделать более интересным?
Вопрос 25: чего герой пока ещё не знает о себе? На что он способен? Какие у него потребности на самом деле? Это предвосхищение арки персонажа, которую он пройдёт в течение истории.
Больше советов в Энциклопедии начинающего сценариста >>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге
Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь