внутренний рассказчик
уилл Сторр - конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
Внутренний рассказчик
уилл сторр - конспект
Каждый из нас живёт в истории. И это не просто метафора — наш мозг действительно сочиняет для нас сюжет, причём делает это настолько искусно, что мы даже не замечаем, как он переписывает реальность. Именно об этом рассказывает британский журналист и писатель Уилл Сторр в своей книге «Внутренний рассказчик» (The Science of Storytelling, 2019).
Это не просто сборник теорий о том, как люди воспринимают мир, а настоящее руководство по созданию правдоподобных историй, которое будет полезно сценаристам, писателям и вообще всем, кто работает с повествованием.

Гарри поттер и дары смерти (х-ф)
Готовьтесь — сейчас разберём, как работает этот внутренний рассказчик и что с этим делать, если вы хотите научиться рассказывать истории так, чтобы завораживать зрителя.
1. Наш мозг — это не объективная камера,
а хитрый сценарист
Вы когда-нибудь замечали, что одни и те же события два человека могут воспринимать по-разному? Один уверяет, что в ресторане было «ужасно громко», а другой говорит, что «всё было нормально». Почему так?
Если бы наш мозг просто воспринимал реальность, как она есть, мы бы давно сошли с ума от количества информации.
Наш мозг не записывает реальность, как камера, а создаёт субъективную версию происходящего.
Он отбирает факты, расставляет акценты, достраивает недостающие детали и превращает нашу жизнь в связный сюжет.
Вот несколько фишек, которые использует наш внутренний рассказчик:
- Заполняет пробелы. Если мозг чего-то не знает, он просто это придумывает. Именно поэтому свидетели преступлений могут искренне вспоминать то, чего не было.
- Выстраивает логику событий. Мы верим, что вещи происходят не случайно, а по определённой причине. Если соседка не поздоровалась — «она меня ненавидит», хотя на самом деле она могла просто задуматься.
- Создаёт иллюзию цельности. Наше «Я» кажется нам стабильным, хотя на самом деле меняется с годами. Мозг ретуширует воспоминания, чтобы мы не замечали, насколько сильно изменились.
Мы видим не объективный мир, а его версию, созданную мозгом. И сценаристы должны учитывать это, чтобы истории казались зрителям естественными.
Вывод: реальность — это не то, что есть, а то,что мозг позволяет нам видеть.
Джокер (Х-ф)
2. Главный герой истории — это всегда мы
(и это проблема)
Человеческий мозг запрограммирован воспринимать себя как главного героя. Это заложено эволюцией: наши предки должны были быстро определять, кто друг, а кто враг, и реагировать на угрозы.
Что из этого следует?
- Мы оправдываем свои ошибки. Если мы кого-то подрезали на дороге — «я торопился». А если нас подрезали — «водитель — хам».
- Мы переоцениваем свою важность. Кажется, что люди постоянно нас оценивают, хотя они больше озабочены собой.
- Мы видим себя «хорошими». Даже злодеи в кино считают себя правыми, потому что наш мозг не любит воспринимать себя плохим персонажем. Уилл Сторр объясняет, что наш мозг автоматически делает нас „правильными“ в собственной версии событий.
Примеры:
- Тони Монтана («Лицо со шрамом») не считает себя плохим человеком — он просто делает всё, чтобы выжить в жестоком мире.
- Джокер (фильм 2019 года) не думает, что творит зло — он отвечает на несправедливость.
- Волан-де-Морт в «Гарри Поттере» вообще уверен, что создаёт новый, более совершенный мир.
Не делайте персонажей просто «хорошими» или «плохими». Дайте каждому убеждения, оправдания, логику, даже если они чудовищны. Тогда зрители им поверят.
Для сценаристов здесь есть важный урок: герой истории всегда должен быть кем-то, кто считает себя правым, даже если объективно он не прав.
Особенно важно это помнить при работе с короткометражными или одноактовыми фильмами.
Некоторые фильмы состаят всего из одного акта, рассказываем об этом в материале сценарий в один акт >>>>>

Лицо со шрамом (х-ф)
3. Конфликт — это топливо для истории (и для жизни тоже)
Любая история строится на конфликте. Но почему нас так тянет к драме?
Дело в том, что наш мозг эволюционировал в борьбе с проблемами. Древний человек постоянно решал вопросы выживания: где добыть еду, как избежать хищников, кому можно доверять.
Вот почему конфликты делают истории интересными:
- Они активируют нашу эмоциональную систему. Когда герой сталкивается с трудностями, у нас включается эмпатия.
- Они показывают рост персонажа. Без испытаний герой остаётся прежним, а нам интересно смотреть на изменения.
- Они держат нас в напряжении. Наш мозг хочет узнать, чем всё закончится, и не даёт нам оторваться от экрана.

Гарри поттер и принц-полукровка (х-ф)
4. Ошибка в прогнозе = мощный эмоциональный эффект
Один из главных приёмов, который использует наш мозг, — создание ожиданий. Мы всегда предполагаем, что произойдёт дальше.
Когда прогноз сбывается — ничего особенного. Но если всё идёт не так, как ожидалось, мозг взрывается эмоциями!
Примеры:
Если в комедии персонаж идёт по улице и вдруг падает — это смешно, потому что неожиданно.
В триллере, если герой открывает шкаф, а там никого нет, а убийца внезапно появляется сзади — это пугает.
5. Финальный тест: хороший ли ты рассказчик?
Чтобы проверить, умеете ли вы рассказывать истории, спросите себя:
- Есть ли у главного героя цель? (Без цели персонаж просто болтается по сюжету)
- Есть ли у него недостаток или заблуждение? (Это делает его объёмным)
- Есть ли конфликт? (Без него нет интереса)
- Есть ли неожиданные повороты? (Они удерживают внимание)
- Есть ли у истории эмоциональный резонанс? (Если нет, она забудется)
Если ответ «да» на все вопросы — поздравляю, вы на правильном пути!
Больше о том как придумать и развить персонажа >>>>>

Гарри поттер и узник азкабана (х-ф)
ИТОГИ:
Книга Уилла Сторра — не просто о том, как рассказывать истории, а о том, как устроен наш мозг. Истории — это нечто большее, чем развлечение: они помогают нам осмысливать мир, объяснять реальность и находить смысл.
Для сценаристов и писателей главный вывод таков: не пытайтесь просто рассказать «интересный сюжет» — работайте с тем, как его воспримет мозг зрителя. Это и есть искусство сторителлинга.
Так что вперёд, вооружайтесь знаниями и создавайте истории, которые заставят людей смеяться, плакать и не отрываться от экрана!
Хотите больше конспектов книг по сценарному мастерству? Загляните в нашу подборку>>>>>
Там можно найти много классных идей, как, например, в конспекте книги Люси. В. Хэй Сценарий триллера>>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2025 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь