«Мастер игры. Рабочие техники для актёров и режиссёров»
Клим Шипенко - конспект
Мы конспектируем лучшие
книги по сценарному мастерству и драматургии
для сценаристов, писателей и драматургов
«Мастер игры. Рабочие техники для актёров и режиссёров»
Клим Шипенко - конспект
Сегодня мы разберём книгу Клима Шипенко «Мастер игры. Рабочие техники для актёров и режиссёров». Она как путеводитель в мире кино, где вместо компаса — талант, а вместо карты — эта самая книга. Даже если вы сценарист, а не актёр или режиссёр, эта книга станет для вас настоящим источником вдохновения.
Кто такой Клим Шипенко?
Клим Шипенко — режиссёр, продюсер и сценарист, который умеет снимать хитовые фильмы и не боится экспериментировать. Это тот человек, который первым в истории кино отправился в космос, чтобы снять фильм «Вызов». А ещё его работы, такие как «Текст», «Холоп» и «Салют-7», покорили миллионы зрителей. И да, он знает, как сделать так, чтобы актёр заиграл, а сцена стала легендарной.

Автор — человек, который знает, как завоевать сердца зрителей. Он обучался в Лос-Анджелесе у знаменитого мастера Сала Дано, перенес голливудские методики в российское кино и сделал их рабочими для нашей индустрии. В своей книге он делится опытом, как сделать так, чтобы персонажи «заработали», а история ожила. Он не просто рассказывает, как сделать крутое кино, а делится важнейшими секретами, которые полезны даже сценаристам.
Шипенко уверен: без крепкого сценария никакая режиссура и актёрская игра не смогут спасти фильм. Поэтому его подход начинается с глубокого понимания персонажей, их мотивации и взаимодействий, а это то, с чем сценарист работает в первую очередь.
Ключевые моменты книги:
1. Актёр — главный носитель вашей истории
Шипенко подчеркивает, что сценаристу нужно писать так, чтобы актёр смог легко оживить персонажа. Что это значит?
Мотивация персонажа должна быть ясной. Даже у отрицательного героя есть логика его поступков. Например, он не просто «злодей», а человек с понятной целью, которая может быть даже благородной с его точки зрения.
Диалоги — это не монологи. Каждая реплика должна быть связана с ответами и реакциями других персонажей. Плохие диалоги — это когда персонажи «говорят сами с собой», а не взаимодействуют.
Шипенко учит, что персонаж должен быть не просто интересным, но и искренним. Как это сделать? Задавайте себе вопросы: «Что чувствует герой? Почему он делает именно это? Какие страхи или желания им движут?»
2. Режиссёр как интерпретатор сценария
Для сценаристов важно понимать, что режиссёр — это не просто человек, который переносит текст на экран. Он перерабатывает вашу историю, чтобы она заиграла в кадре.
Пишите с учётом визуализации. Старайтесь представлять, как сцена будет выглядеть на экране. Например, описывайте действия героев и детали среды так, чтобы они вызывали яркие образы.
Давайте свободу. Не перегружайте текст режиссёрскими ремарками. Помните, что режиссёр и актёры могут внести свои идеи и улучшить вашу историю.
3. Искусство работы с подтекстом
Шипенко уделяет много внимания подтексту. Сценаристу нужно помнить, что персонажи не всегда говорят то, что думают. Иногда молчание или жест говорит больше, чем длинная речь.
Пример:
Реплика: «Мне всё равно».
Подтекст: Герою явно не всё равно, но он пытается это скрыть.
Чем глубже подтекст, тем интереснее зрителю наблюдать за героями. Они начинают додумывать, угадывать, что происходит, а это втягивает их в историю.
4. Психология персонажа — ключ к эмоциям зрителей
Клим Шипенко советует сценаристам разбираться в психологии, чтобы писать убедительные образы. Персонажи, лишённые психологической глубины, выглядят «картонными» и не вызывают у зрителей никаких эмоций.
Как этого избежать?
Создавайте героя с внутренним конфликтом. Это может быть борьба между долгом и желанием, страхом и смелостью, любовью и ненавистью.
Давайте героям цель. У каждого персонажа должна быть чёткая задача, ради которой он действует.
5. Диалоги: не пишите, а слушайте
Шипенко даёт сценаристам ценный совет: пишите диалоги так, как люди разговаривают в жизни. Для этого нужно не только быть наблюдательным, но и задавать себе вопросы:
Какие слова он выберет, чтобы выразить эмоции?
Что он скажет между строк?

«Вызов. О фильме, покорившем космос» (2023)
Практические советы из книги для сценаристов
- Советы по написанию персонажей
- Анализируйте свои идеи. Прежде чем записать сцену, подумайте, зачем она нужна. Что зритель узнает из неё о героях и сюжете?
- Проверяйте цель каждого героя. Даже второстепенные персонажи должны хотеть чего-то конкретного, а не просто «находиться в кадре».
- Делайте персонажей активными. Герой, который просто плывёт по течению, быстро наскучит зрителю.
Героям особенно важно быть активными в одноактовых фильмах. Некоторые фильмы состаят всего из одного акта, рассказываем об этом в материале сценарий в один акт >>>>>
- Советы по созданию диалогов
- Не объясняйте всё. Доверяйте зрителю. Пусть он сам додумывает то, что стоит за словами героя.
- Ищите конфликт. Лучшие диалоги — это не просто обмен репликами, а столкновение интересов героев.
- Используйте паузы. Иногда молчание говорит больше, чем слова.
- Как улучшить свой сценарий
Изучайте кино. Шипенко советует смотреть и анализировать лучшие фильмы. Обратите внимание на структуру сюжета, мотивацию героев и построение диалогов.
Работайте с обратной связью. Давайте свой сценарий на чтение коллегам, режиссёрам или актёрам. Их мнение поможет увидеть слабые места. Однако, помните, что критика часто может быть оторвана от реалий и лишь вредить.
Не бойтесь переделывать. Переписывать сценарий — это нормально. Лучшие идеи приходят на стадии переработки.

«Холоп» (2019)
Юмор в книге: легкость подачи
Шипенко пишет не занудным языком учебников, а с юмором и лёгкостью. Например, он сравнивает процесс режиссуры с организацией семейного праздника:
"вроде бы ты хозяин, но все гости всё равно делают, что хотят"
Эта лёгкость подачи помогает воспринимать даже сложные профессиональные аспекты.
Читатели вместе с ним следят за развитием истории, принимая или не принимая его точку зрения на происходящее.

Практические советы от Клима Шипенко
- Анализируйте лучшие фильмы. Шипенко рекомендует изучать шедевры мирового кино, чтобы понять, как работают те или иные приёмы. В каждой главе он приводит список фильмов для тренировки насмотренности и понимания киноязыка.
- Постоянно учитесь. Мир кино постоянно развивается, и важно быть в курсе новых тенденций и технологий. Шипенко подчёркивает необходимость постоянного самообразования и совершенствования навыков.
- Не бойтесь экспериментировать. Креативность и смелость в принятии решений — ключевые качества успешного режиссёра и актёра. Шипенко призывает не бояться выходить за рамки и искать новые подходы.

Юлия Пересильд, Антон Шкаплеров, Клим Шипенко. Фото Роскосмоса
Книга Клима Шипенко «Мастер игры» — это не просто инструкция для актёров и режиссёров. Она может стать отличным пособием для сценаристов, которые хотят создавать настоящие, живые истории, писать о ярких персонажах. В ней вы найдёте практические советы, примеры из жизни и вдохновение для своего творчества.
Больше о том как придумать и развить персонажа >>>>>

Книга «Мастер игры. Рабочие техники для актёров и режиссёров» написана доступным языком, с юмором и множеством практических примеров. Изучив её, вы получите инструменты, которые помогут вам стать профессионалом в своей области.
Так что берите попкорн, устраивайтесь поудобнее и готовьтесь погрузиться в мир кино вместе с Климом Шипенко!
Хотите больше конспектов книг по сценарному мастерству? Загляните в нашу подборку>>>>>
Там можно найти много классных идей, как, например, в конспекте книги Люси. В. Хэй Сценарий триллера>>>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири — курсы для сценаристов, писателей, драматургов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2017-2025 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты студии снегири
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом — Энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Контакты кинокомпаний, киностудий, телеканалов и продюсеров — Куда отправить свой сценарий
Блог студии Снегири — статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Отзывы о студии Снегири
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь