внутренний
конфликт
персонажа
внутренний конфликт
персонажа
Что такое внутренний конфликт?
Сегодня расскажем про главную сложность при работе с внутренним конфликтом, раскроем самые необходимые инструменты при работе c ним. Поговорим о том, какие конфликты бывают.

зверополис (2016)
Почему важно понимать, что такое внутренний конфликт
Важно понимать, что конфликт в кино и сценарном мастерстве вовсе не предполагает, что кто-то обязательно дерётся, на кого-то кричит, кого-то оскорбляет. Конфликт — это когда у разных персонажей разные намерения.
Речь необязательно должна идти именно о персонажах. Конфликт могут составлять, например, человек и стена. Человеку нужно быстро пройти вперёд по заданному маршруту, но на его пути возникает стена. По сути, это тоже препятствие, которое герою нужно преодолеть.
Конфликты могут быть спокойными.
Пример из мультфильма «Зверополис».
Помните эпичную сцену, в которой героям нужна была бюрократическая справка? Главные герои — лис Ник Уайлд и крольчиха Джуди — пришли в госучреждение, где чиновниками были ленивцы. Герои спешили и хотели получить справку как можно быстрее, а ленивец, который работал в такой типичной государственной организации, делал всё о-о-очень медленно, при этом ещё и пытался рассказать анекдот. Это тоже конфликт.Вроде бы на первый взгляд герои не ругаются, не предпринимают никакого насилия по отношению друг к другу, так ведь? Ничего такого нет. Но при этом есть конфликт: одному надо быстро получить документ, а второй существует просто так, он даже не пытается получить эту справку, то есть у него даже нет такого намерения. Он просто вот такой, он так живёт и существует каждый день, он так привык.
Это говорит о том, что конфликты могут быть абсолютно разными. В русском языке слово «конфликт» имеет негативную окраску. В этом слове есть элемент агрессии, поэтому его не всегда правильно воспринимают. В сценарном мастерстве слово «конфликт»всё-таки имеет более созидательный смысл.
Какими бывают конфликты
Внешний конфликт — это препятствия, с которыми сталкивается персонаж на пути к своей цели. Он хочет что-то получить, достичь, но что-то/кто-то ему мешает. Ему может мешать стена на его пути. Ему может мешать кто-то, кто выйдет из-за этой самой стены; за этой стеной могут оказаться два разъярённых добермана без поводков. Это тоже конфликт.
Все, кто мешают герою достичь цели, вступают в конфликт. Это всё внешние препятствия и сложности.
Каким может быть внешний конфликт
▪Человек либо группа лиц:банда, военный отряд, если история про войну, и так далее. Любой человек, любая группа людей могут вступать в конфликт и создавать сложности.
▪Сообщество, общество, политический строй— социальный срез, который своими правилами и установками тоже может мешать человеку что-либо сделать или чего-то достичь. Представители сообщества (коммунизм или секта) хотят у персонажа что-нибудь забрать, а он не согласен.
▪Силы природы. Например, цель персонажа — забраться на Эверест. В подобной истории нет никого, кто бы ему мешал. Но и сама природа может сильно усложнить жизнь: низкая температура, разрежённый воздух, бури и так далее. В фильме «Жизнь Пи» силы природы — океан. То он бушует, то вдруг огромный кит может выплыть и осложнить жизнь героя или начнётся шторм, к тому же вместе с героем в лодке есть ещё другие животные. Силы природы, животные противостоят мальчику, который оказался в лодке посреди океана.
▪ В конфликт с человеком могут вступать машины, искусственный интеллект, роботыи так далее.
Для наглядности приведём больше примеров:
Пример с обществом: любой фильм про войну, где есть «наши» и есть «не наши». Все «не наши» — это группа лиц, которые, как правило, хотят убить главных героев. На этом строится противодействие с главным героем.
Можно назвать практически любой фильм или сериал, и там наверняка можно будет найти конфликт по типу «человек — человек».
«Человек — машина», «человек — искусственный интеллект», «человек — роботы». Самый яркий пример для тех, кто смотрел в 90-х видеомагнитофоны, — это «Терминатор». Сейчас это серия фильмов/сериалов в стиле «Чёрного зеркала».Правда, там есть конфликты и с роботами, и с искусственным интеллектом, с программами, и с обществом, которое, как предполагается, будет ждать нас в будущем. Вариантов много.
Человек против сверхъестественного,против своей судьбы, чего-то условно неизбежного. Это более сложный и артхаусный конфликт («Секретные материалы» или «Охотники за приведениями»).
За ним интересно наблюдать на экране, интересно смотреть, как от его поступков страдают другие герои, но на безопасном расстоянии для нас, зрителей. За антигероем интересно наблюдать «за стеклом», но в большинстве случаев, мы бы не хотели, чтобы такой человек, был нашим родственником, начальником, коллегой либо кем-то ещё, с кем нужно было бы активно взаимодействовать.

терминатор (1984)
- Что же такое внутренний конфликт
Внутренний конфликт — это когда человек противостоит самому себе. Что значит противостояние человека и себя? Это когда что-то внутри (внутренние установки, убеждения, страхи, сомнения) мешают достичь той цели, которую персонаж хочет достичь
Если в предыдущих примерах главному герою мешали внешние обстоятельства (люди, природа, машины, общество, политический строй, группа людей и так далее), здесь персонаж мешает сам себе за счёт каких-то противоречий, установок, ценностей, убеждений, которые не позволяют ему совершить что-либо. Это могут быть ожидания, например, социального осуждения. Чтобы достичь цели, герою предстоит сделать что-то неприемлемое. Для того чтобы получился внутренний конфликт, цель должна стоить того, чтобы герой переступал через себя, чтобы перед героем стоял выбор.
Важно, чтобы в вашу историю был заложен инструмент выбора.
Как это сделать?
Нужно дать понять зрителю, насколько цель важна герою, что самое главное для него здесь и сейчас — достичь цель (спасти семью, планету, понравиться кому-то, привлечь к себе внимание, если это ромком или мелодрама).
Цель необязательно должна быть суперважной для здоровья или жизни героя, если это комедия. Но мы должны дать понять, почему что-то не столь серьёзное для нас кажется важным для него.
Часто внутренним конфликтом героя может стать боязнь перемен, страх неизвестности. Например, в известной короткометражке Disney пингвин боялся зайти в воду.
В фильме «Почему женщины убивают» героиня Симона — успешная, счастливая женщина, у которой всё напоказ. В её жизни всё очень дорого и красиво — на первый взгляд. Вот только у неё уже три неудачных брака. Один муж был алкоголиком, второй — наркоманом, а третий оказался геем. Ей важно, чтобы все думали, что у неё в жизни всё хорошо: она успешна, у неё всё складывается. Но при этом у неё третий муж и с ним тоже придётся разводиться. В то же время к ней подкатывает сын подруги, которому без двух дней восемнадцать лет. Он говорит ей, что с тринадцати лет мечтал о поцелуе с ней. Он очень хочет быть с ней. Да, он официант, у него нет ни домов, ни машин. У него нет вообще ничего. Закладывается ли в ситуации внутренний конфликт для героини? Конечно. Мезальянс — это до сих пор часто социально осуждаемая вещь. Это не та пара, которой она может похвастаться, не те условия, в которых она сможет чувствовать себя комфортно.
Вот он выкристаллизовался — внутренний конфликт.
С одной стороны, соглашаться ли ей на эти отношения, в которых она наконец будет по-настоящему интересна партнёру?
С другой стороны, внешне это совсем не то, к чему она стремилась всю жизнь.
Чтобы герой оказался перед выбором, мы или логически выстраиваем это структурно, или просто следуем за персонажем. Мы придумали героя, он куда-то двигается. А мы наблюдаем, в какой точке перед ним встаёт такой-то выбор, фиксируем его и смотрим, как герой поступит в спорной ситуации.

Друзья (сериал 1994-2004)
В чём сложность работы с внутренним конфликтом в кино
В художественной литературе мы можем оказаться как бы в голове у персонажа, а это значит, мы можем узнать его мысли, знать его оценку и взгляд на ситуацию и других персонажей. Мы можем узнать что-то о других персонажах просто через слова автора или через мысли главного героя. Нет никаких ограничений, поэтому внутренние конфликты в литературе — это нечто более понятное.
Когда мы пишем сценарий, у нас тоже есть возможность оказаться в голове у персонажа, например, посредством всем известного приёма «голос за кадром».Это может быть голос главного героя либо самого автора, который что-то поясняет. В последнее время этот приём используется не слишком часто.
Существуют примеры хороших фильмов с голосом за кадром. Но ещё больше примеров, где голоса за кадром нет.
Считается, что голос за кадром разрушает реалистичность.
Там, где мы хотим добиться реалистичности и показать, что мы находимся в ситуации, будто бы мы подсматриваем за тем, что происходит здесь и сейчас, лучше не использовать голос за кадром. Если же история немножко наивная, сказочная, то в ней вполне может быть дан голос за кадром. И в данном случае он будет уместен. В принципе голос за кадром как приём может быть использован в любом жанре, но, используя его, помните, что он значительно снижает уровень ощущения реальности происходящего.
В кино, если нам надо что-то сказать, мы стараемся показать это через действие,через диалоги, через сцены обсужденияс конфидентом, где главный герой делится с кем-то из своих друзей тем, что он чувствует, ощущает.
Кроме голоса за кадром, есть инструменты, пригодные для кинематографа (не просто так мы говорили о примерах выше, в которых был момент выбора). Мастерство сценариста — показать это через действие, через взаимодействие с другими персонажами, через диалоги.Показать, перед каким выбором находится герой.
Не было голоса за кадром в ключевой сцене сериала «Во все тяжкие», когда Уолтер Уайт принимает решение встать на преступный путь. Он сидит, поджигает спички и бросает их в бассейн у дома. Никто не объяснял, что Уолтер думал, что же ему сделать: оставить всё как есть либо решится на опасную авантюру. В каком-нибудь не очень хорошем примере так бы и поступили, но здесь, поскольку история создана правильно, мы всё поняли из того, что мы увидели из контекста.Не было никаких вопросов. Нам не нужно было ничего объяснять.

Во все тяжкие (сериал 2008-2013)
Диалоги и конфиденты
Диалоги так же, как голос за кадром, не всегда лучший вариант для кино. Например, Уолтер не сидит и не бросает спички в бассейн, а рассказывает кому-нибудь о том, что с ним случилось. Это сразу бы подрывало его характер, потому что мы ранее видели: Уолтер немного закрытый, надломленный человек, он переживает всё внутри и обычно принимает решения самостоятельно. С другой стороны, если бы мы заранее знали, что он общительный, эмоциональный человек, такое его поведение не стало бы неожиданным.
Если вы решили использовать приём «голос за кадром»или хотите показать что-то через диалоги, не нужно всё выдавать. Это будет неинтересно. Нужно стараться выстраивать сюжет и сцены через ситуации и обстоятельства.
Лестница конфликтов
Что такое лестница конфликтов? Представьте, что внешний конфликт — это горизонтальная ступенька, а внутренний конфликт и его преодоление — вертикальная. У героя есть какой-то внешний конфликт. Например, ему нужно кого-то победить, что-то преодолеть, но для того, чтобы преодолеть внешний конфликт, ему нужно решить какой-то конфликт внутренний.
Сложно ли Уолтеру Уайту было принять решение заниматься наркотиками? Герой поднялся над своими убеждениями о том, что наркотики — это плохо, что он никто, что он не имеет права реализовывать свой потенциал. Поднялся над собой. Может быть, кому-то будет непонятно, но Уолтер — это антигерой, то есть герой с отрицательными чертами. В целом у него правильная и понятная цель: он хочет оставить своей семье деньги после своей скорой смерти от рака. При этом он понимает, что сможет сделать это в короткие сроки только незаконным способом, и на пути к этой цели он совершает очень много плохих поступков, в том числе убийств.
Перед ним встают вопросы его личного роста: «Кто я?», «Имею ли я право на что-то?», «Могу ли я достать и оставить семье столь крупную сумму?», «Могу ли я вообще заниматься чем-то незаконным, а не быть забитым учителем в школе и низовым сотрудником на автомойке?».
Он столкнулся с внешней проблемой (болезнь), и, для того чтобы перейти на следующую ступеньку, ему нужно внутренне вырасти над собой (если это антигерой — прибавить в каких-то своих отрицательных чертах). Другому герою, наоборот, надо избавиться от страха, преодолеть свои убеждения. Это вполне может быть что-то положительное. Важно, чтобы герой поднялся над собой.
Далее по сюжету у него возникает очередная сложность. Например, к нему приехали наркоторговцы. Один из них был вооружён и собирался его пристрелить. Что ему нужно сделать, чтобы не умереть? Конечно же, обезвредить этого человека — то, чего он, среднестатистический учитель, не делал раньше никогда. Для того чтобы преодолеть и этот конфликт (который стал следующей ступенькой), ему снова нужно вырасти, принять новое решение, дать себе разрешение на насилие, потому что по-другому не получится решить этот вопрос. Он пытался, он говорил: «Я расскажу вам свой рецепт, как я всё это готовлю». Но он видит, что это не поможет. Его всё равно уберут. Вооружённый наркоторговец соглашается посмотреть, но всем уже ясно, что, как только он получит нужную информацию, Уолтера могут пристрелить. Нет никаких гарантий, что всё закончится положительно. Соответственно, ему снова нужно вырасти над собой, преодолеть себя. При этом раньше мы видели, что его гнобил избалованный школьник, издевался над ним, не слушал его на уроке, смеялся. А здесь ему противостоит совсем не школьник. Этот человек вооружён. Чтобы его победить, для начала на это нужно решиться. Он принял решение, он готовит взрыв, он сбежал. Перед ним возникает следующий этап — и так далее, далее… Лестница конфликтов — это не то чтобы инструмент. Это визуализация. То, как вы можете работать со своим главным героем.

Друзья (1994-2004)
- Конфликты в жанрах
Внутренний конфликт персонажа
В классических, основных жанрах (драма, драмеди, комедия, мелодрама) внутренние конфликты должны присутствовать в обязательном порядке.
Как известно, существуют два типа комедии: комедия характеров и комедия положений/комедия масок. В комедии масок принципиально нет внутренних конфликтов, а есть просто маски героев, в которых эти герои органично существуют. Если же это комедия характеров, то внутренний конфликт должен присутствовать в обязательном порядке.
В боевиках, триллерах, где все проблемы в основном внешние, их проявление носит также внешний характер. И, по сути, никаких изменений героев мы не видим. Как правило, в большинстве случаев внутренних конфликтов в этих форматах мы не наблюдаем, при этом вполне возможны исключения.
В комедии, драме (особенно если сериал вертикальный) в каждой серии показывается новая история, которая никак не привязана к предыдущей.
Например, в «Кухне» Макс в течение серии много врёт, совершает ошибки, на которых он, по сути, не учится. А почему? Да потому что в следующих сериях с ним происходит то же самое. У нас есть конкретный персонаж с конкретным характером.В принципе в финале каждой серии есть голос за кадром, где подводятся итоги того, что герой узнал, что он понял и так далее. Несмотря на это, в следующих сериях Макс остаётся прежним, как будто этих итогов и вовсе не было или он их забыл. Такие условности допустимы именно в вертикальном сериале, именно в комедии, где зрителю интересен сам персонаж.Сценаристы думают: «Мы не будем показывать одну и ту же историю, это будет скучно». Но любимый всеми персонаж будет просто попадать в разные ситуации, совершать похожие ошибки, и в таком формате для зрителя всё это каждый раз будет новым интересным аттракционом.
Например, в сериале «Друзья» герои тоже очень часто совершают одни и те же ошибки, принципиально не меняясь. Но за это мы их и любим! Ведь это такие герои. Они как будто наши друзья, которые принципиально никогда не меняются. Мы с ними. И нам с ними хорошо.
- Итоги:
Каждый вызов, выбор, стоящий перед героем, — это внутренний конфликт, а иногда и конфликт внешний. Суть в том, чтобы внешние проблемы герой преодолевал через внутренний рост.
Как показать в сценарии внешний и внутренний конфликты, мы подробно рассказываем на наших курсах. Записывайтесь на базовый курс, скоро старт. >>>>
Ближайшие курсы для сценаристов, режиссеров, писателей, фильммейкеров
старт сразу после регистрации
Я хочу стать сценаристом! Что дальше?
как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь
старт сразу после регистрации
Как свой рассказ или роман превратить в киносценарий?
За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала
Базовый курс: сценарий фильма или сериала
Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний
Короткометражный
фильм
СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО - ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ
ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА
сценарий Веб-сериала
Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день
Курс сценаристов комедии
НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ "КУХНЯ", "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ", "ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ" НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Продвинутый курс: сценарий фильма или сериала
еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ
Только для тех, кто прошел базовый курс
Сценарная мастерская - сообщество для сценаристов
Основательная программа для сценаристов
с подробной проработкой каждого элемента
сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО
НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ,
ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА.
Популярные статьи в блоге

Не пропускайте важную информацию для сценаристов и режиссеров
Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.
Давайте дружить в соцсетях
Контакты и документы
Студия Снегири - курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров
Каталог всех курсов Студии Снегири
info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414
ИНН 772625810856
ОГРН 321774600147998
ОКВЭД 63.99.1
ИП Комиссарук Вадим Витальевич
2014-2021 © Все права защищены
Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено
проекты
Сценарии фильмов и сериалов на русском читать онлайн или скачать
Сценарии фильмов и сериалов на английском читать онлайн или скачать
Как стать сценаристом - энциклопедия начинающего сценариста
Книги по сценарному мастерству для сценаристов, писателей, режиссеров
Вакансии, конкурсы, питчинги и гранты для сценаристов
Блог студии Снегири - статьи для сценаристов, писателей, режиссеров, драматургов
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
авторизуйтесь